Уход Шрилы Бхактивиноды Тхакура

“…Наша единственная обязанность – отвергать асат-сангу и быть полностью приверженным неподдельному садху. Почему у нас возникло ошибочное восприятие мира? Причина в том, что здесь есть такое действие как измерение – “мӣйате анайа̄ ити ма̄йа̄”1, тогда как на Голоке — “анайа̄ра̄дхитах̣”2. Следование по стопам Бхактивиноды Тхакура – это “анайа̄ра̄дхитах̣”, а следование за тем, что не является бхактивинодой “анайа̄ мӣйате”. Когда у нас возникнет понимание того, что духовный учитель это никто иной как Гададхара Пандит, тогда перед нами откроется дорога во Врадж. А если в уме присутствует понимание, что он таковым не является, то перед нами возникнут препятствия. Сегодня – день ухода Шри Гададхары и Шри Бхактивиноды Тхакура. Сегодня – день путешествия во Врадж. Обязанность тех, кто по-настоящему разумны, — следование по стопам Махаджан. А “мы всё сами измерим” — это настроение тех, кто видят только материальный мир. Конечный результат такого видения – круговорот самсары, с его помощью не прийти по Врадж.”

Из последней лекции Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на праздновании дня ухода Шрилы Бхактивинды Тхакура. Годрума, самадхи Бхактивиноды Тхакура, 19 июня 1936, 9 часов утра3.

Как может обусловленная, ограниченная в способностях, лишенная сил и разума душа, наподобие меня, описать такого величайшего ачарью как Бхактивинода Тхакур? Я только могу восторгаться своей удаче в этой жизни — узнать о нем, о его миссии, о его последователях, находиться в его преемственности, читать его книги, книги его великих последователей и служить им в силу своих возможностей!

Bhaktivinoda_27_0

Сегодня день ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура, олицетворения внутренней энергии Шри Чайтаньи Махапрабху, личного спутника Шримати Радхарани, лучшего из последователей Шри Рупы Госвами, основоположника движения бхакти в наш век, который подобно Махарадже Бхагиратхе принес на нашу Землю поток чистого преданного служения.

Я уже писал в нескольких словах об уходе Бхактивиноды Тхакура в предыдущей записи. Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати празднования вираха-махотсавы Бхактивиноды Тхакура, как правило, длились несколько дней. А в 1936 году в Саччидананда Матхе в Катаке, который был назван в честь Саччидананды Бхактивиноды Тхакура, начался стодневный фестиваль (!) — Бхактивинода-вани-киртана-махотсава, длившийся с 26 марта по 1 июля, во время которого преданные также проповедовали послание Бхактивиноды Тхакура по всей Ориссе.

Оставив всему миру множество книг о чистом преданном служении, открыв место явления Шри Чайтаньи Махапрабху, основав множество нама-хатт и показав пример идеальной жизни настоящего вайшнава, Бхактивинода Тхакур решил провести последние годы своего пребывания в этом мире в глубоком памятовании о Господе. Для внешнего мира это проявилось как болезнь, которая, как казалось, полностью овладела телом Тхакура начиная с 1910-го года когда он жил в Годруме. Из-за этого Тхакур практически не говорил и не передвигался. Тем не менее, когда было нужно Бхактивинода Тхакур без препятствий обращался, к примеру, к своему дорогому сыну и ученику Шри Сиддханте Сарасвати (как, например, во время собрания в Балигхаи в 1911 году по поводу «Брахманов и вайшнавов») и даже путешествовал в Калькутту и обратно. Очевидец этих событий, один из самых ранних учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Парамананда Видьяратна, вспоминал4, как некоторые завистливые оскорбители стали говорить, что эта болезнь — плоды кармы. Тогда Сиддханта Сарасвати Тхакур взмолился Бхактивиноде Тхакуру: «Пожалуйста, останьтесь с нами в этом мире еще на некоторое время и даруйте всем благо, проповедуя послание Шримана Махапрабху, чтобы таким образом даже некоторые из этих невежественных оскорбителей могли получить благо». Услышав эту просьбу Шрилы Сарасвати, Бхактивинода Тхакур постепенно стал поправляться и многие из тех, кто ранее осуждали его, предались его лотосным стопам. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывает смысл этой лилы в поэтическом послесловии к своему комментарию «Анувритти» к «Упадешамрите».

BVT later years

Во время одного из таких путешествий, 17 августа 1912 года, Бхактивинода Тхакур вместе с Сиддхантой Сарасвати рано утром выехали из Годрума в Калькутту. Вместе с ними в купе ехал известный землевладелец из Накашипары Девендранатх Сингх Рай и двое его юных сыновей. По дороге Шрила Сарасвати омахивал Бхактивиноду Тхакура опахалом. Вскоре Девендранатх стал просить его: «Пожалуйста, дайте мне возможность совершить служение такому маха-пуруше». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ему опахало и Девендра омахивал Бхактивиноду Тхакура вплоть до самой Калькутты5.

За три недели до ухода Шрила Бхактивинода Тхакур, уезжая из Годрума в Калькутту, обратился к Парамананде Видьяратне, который по просьбе Шрилы Сиддханты Сарасвати служил Бхактивиноде Тхакуру: «Парамананда, я не вижу для тебя никакой необходимости продолжать мирское образование, чтобы потом зарабатывать деньги. Вместо этого лучше отправляйся в Маяпур и служи Сарасвати (твоему Шри Гурудеву). Благодаря этому ты обретешь наивысшее благо. Пришло время мне уходить из этого мира. Я очень скоро уйду. Поэтому вместо того, чтобы ехать со мной в Калькутту, лучше поезжай в Шридхам Маяпур. Все время пока твой Прабху будет находиться в этом мире служи ему телом, умом и речью. Ты хорошо заботился обо мне, Шриман Махапрабху дарует тебе все благоприятное»6.

23 июня 1914 года в Калькутте, в Бхакти-бхаване, в день ухода Гададхара Пандита Госвами Бхактивинода Тхакур стал проявлять лилу болезни. Перед самим уходом Тхакур дал наставления собравшимся рядом преданным, среди которых был также его ученик Джагадиш Бхактипрадип, известный позже как Бхакти Прадип Тиртха Махарадж, первый санньяси Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и один из первых проповедников послания Махапрабху на Западе в начале 30-х годов. После этого Бхактивинода Тхакур прерывающимся голосом попросил начать киртан. Преданные стали петь святое имя и Тхакур в блаженном настроении, памятуя о полуденных развлечениях Шри Шри Гаура-Гададхары и Шри Шри Радха-Говинды, вошел в Их вечные игры. Преданные, испытывая сильнейшую боль разлуки с Тхакуром, со слезами на глазах стали воспевать его божественные качества7.

25-27 декабря 1914 года в Свананда-сукхада-кундже в Годруме состоялось трехдневное празднование вираха-махотсавы (разлуки в Бхактивинодой Тхакуром) во время которой Кришнадас Бабаджи, его личный слуга, по просьбе Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура заложил пушпа-самадхи Бхактивиноды Тхакура. Сам Кришнадас Бабаджи не смог вынести разлуку со своим господином и оставил этот мир в 1915 году, через год после ухода Тхакура, в возрасте 28 лет, успев закончить только первую часть «Бхактивинода-чариты» — поэтической биографии Бхактивиноды Тхакура. Во время празднования пятилетия со дня ухода Тхакура, 27-30 июня 1919 года, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур установил в небольшом самадхи Бхактивиноды Тхакура его мурти8.

BVT Installment in Samadhi 1914

Основание самадхи Бхактивиноды Тхакура в декабре 1914 года.

В этот день я могу только предлагать этому величайшему из маха-бхагават молитву-аргхью в виде его же слов, так же как матери Ганге предлагают её же воду:

[1]

гурудев!

кр̣па̄-бинду дийа̄, коро’ эи да̄се,

тр̣н̣а̄пекша̄ ати хӣна

сакала сахане, бала дийа̄ коро’,

ниджа-ма̄не спр̣ха̄-хӣна

О Гурудева! Даровав этому слуге каплю милости, сделай его смиреннее травинка. Дай мне силы, чтобы я мог относиться ко всему с терпением и избавь меня от стремления к славе.

сакале самма̄на, корите ш́акати,

дехо’ на̄тха! джатха̄джатха

табе то’ га̄ибо, хари-на̄ма-сукхе,

апара̄дха ха’бе хата

О мой господин! Дай мне силы оказывать должное почтение всем. Ведь тогда я смогу в блаженстве петь святое имя и все мои оскорбления будут уничтожены.

кабе хено кр̣па̄, лабхийа̄ э джана,

кр̣та̄ртха хоибе, на̄тха!

ш́акти-буддхи-хӣна, а̄ми ати дӣна,

коро’ море а̄тма-са̄тха

Когда же, обретя твою милость, этот человек достигнет совершенства! Я низкий и падший, лишенный силы и знания. Сделай же меня своим.

йогйата̄-вича̄ре, кичху на̄хи па̄и,

тома̄ра карун̣а̄-са̄ра

карун̣а̄ на̄ хоиле, ка̄н̇дийа̄ ка̄н̇дийа̄,

пра̄н̣а на̄ ра̄кхибо а̄ра

Задумавшись о своей квалификации, я понял, что ее просто нет. Твоя милость – это все, что у меня есть. Если ты не будешь милостив ко мне, то я буду плакать и плакать, не в состоянии больше поддерживать жизнь в этом теле.

[2]

кр̣па̄ коро’ ваишн̣ава т̣ха̄кур

самбандха джа̄нийа, бхаджите бхаджите,

абхима̄н хау дӯр

О Вайшнава Тхакур! Будь милостив ко мне. Занимаясь духовной практикой с

самбандха-гьяной мое самомнение уйдет прочь.

‘а̄ми то ваишн̣ав’, э буддхи хоиле,

ама̄нӣ на хо’бо а̄ми

пратишт̣ха̄ш́а̄ а̄си’, хр̣дой дӯшибе,

хоибо ниройа-га̄мӣ

Если я буду думать, что я — вайшнав, то я не смогу стать смиренным. Ко мне придет желание почестей и осквернит мое сердце. Так я отправлюсь в ад.

тома̄р кин̇кор, а̄пане джа̄нибо,

‘гуру’-абхима̄на тйаджи’

тома̄р уччхишт̣ха, пада-джала-рен̣у,

сада̄ нишкапат̣е бхаджи

Я буду считать себя твоим слугой и оставлю все мысли о том, что я — гуру. Я всегда без двуличия поклоняюсь остаткам твоей пищи, воде, омывшей твои стопы и пыли с твоих лотосных стоп.

‘нидже ш́решт̣ха’ джа̄ни’, уччхишт̣ха̄ди да̄не,

хо’бе абхима̄на бха̄р

та̄и ш́ишйа таба, тха̄кийа̄ сарвада̄,

на̄ лоибо пӯджа̄ ка̄’р

Считая себя лучшим, я стану раздавать статки своей пищи и так мое самомнение станет невыносимым грузом. Поэтому я всегда буду оставаться твоим учеником и не буду ни от кого принимать поклонения.

ама̄нӣ ма̄нада, хоиле кӣртане,

адхика̄р дибе туми

тома̄р чаран̣е, нишкапат̣е а̄ми,

ка̄ндийа̄ лут̣ибо бхӯми

Если я стану смиренным и буду оказывать почтение всем, то ты позволишь мне участвовать в киртане. Я буду кататься по земле, искренне рыдая у твоих лотосных стоп.

Источники:

1. Сарасвати-джайашри, Гаудия Миссия, 1934 (2-е издание 2003 года).

2. Хари-крипа дас, Парама Гурудева Прабхупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати, Бомбей, 1980.

3. Бхакти Викаша Свами, Шри Бхактисиддханта Вайбхава, тт.1-3, 2009.

4. Шрила Прабхупадер Голока-вани, т.2, Навадвипа, 1997.

5. Шри Шри Бхактивинода-гити-санграха, Гаудия Миссия, 2008.

1Часто цитируемое Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром определение майи, иллюзии: “Майа – это то, чем все меряется ”

2Цитата из ШБ 10.30.28, где описана Шримати Радхарани и неявно упомянуто Её имя. “Она [лучше всех] поклоняется Ему”

3Опубликована в книге “Шрила Прабхупадер Голока-вани”, том 2, стр. 242.

4Сарасвати-джайашри, стр.152.

5Сарасвати-джайашри, стр.163.

6Сарасвати-джайашри, стр.175.

7Парама Гурудева Прабхупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати, стр.39.

8Сарасвати-джаяшри, стр. 53.

Уход Шрилы Бхактивиноды Тхакура: Один комментарий

  1. Thank you very much for revealing openly your mind! For me it is a great fortune that in this life I have your holly association as you are in many ways manifesting the same character as the person, you are glorifying today. I’m not even trying to measure neither you nor Him in this way, but I hope both of you will give me mercy to acquire the qualification to serve you in whatever capacity you like. Your humble servant, known by the name «servant of the Lotus feet of the Person whose immeasurable abdomen was still bonded with the rope».

    Нравится

Оставьте комментарий