Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые лично встречались с Бхактивинодой Тхакуром и Гауракишором дасом Бабаджи. Часть вторая.

Парамананда Видьяратна Прабху

В 1878-79 годах Шрила Бхактивинода Тхакур был правительственным служащим в Нараиле в Восточной Бенгалии. Именно там он опубликовал «Кришна-самхиту», «Кальяна-калпатару» и первые выпуски газеты «Саджджана-тошани». Также там, в Нараиле, он вместе со своей женой, Шримати Бхагавати Деви, получил посвящение от Випин-Бихари Госвами. Находясь там, Бхактивинода Тхакур время от времени объезжал окрестности доверенного ему района на лодке и следил за тем, что там происходит. Всякий раз он устраивал проповеднические программы, благодаря которым многие удачливые души получили возможность услышать о шуддха-вайшнава-дхарме. Один из них был молодой Тарини-чаран Самаддар, который был одноклассником самого старшего сына Бхактивиноды Тхакура, Аннада-прасада (я о нем уже как-то писал в статье о Бхагавати Деви).

В один прекрасный день Шрила Бхактивинода Тхакур отправился производить осмотр дренажной системы и взял с собой совсем юного Бимала-прасада. Когда он закончил свою работу, из дома Тарини-чарана, находившегося неподалеку, к его лодке послали прасад — молоко, кокосы и молочные сладости. Приблизительно через двадцать лет у Тарини-чарана родился сын, который в последствии стал близким учеником Бимала-прасада Сиддханты Сарасвати — Параманандой Видьяратной.

В родительский дом Парамананды приходили многие вайшнавы и вместе с Тарини-чараном обсуждали духовные темы. Многие из посещали Навадвипу и рассказывали ему о своих впечатлениях. Совсем маленький Парамананда был свидетелем их рассказов о чудесном открытии места рождения Шри Чайтаньи Махапрабху, совершенным Бхактивинодой Тхакуром, подобно тому, как шесть Госвами Вриндавана, повинуясь приказу Махапрабху, открывали места игр Шри Кришны. Также они рассказывали о невероятном отречении и бхаджане лучшего из парамахамс — Гаура-кишора даса Бабаджи, который живет на берегу Ганги в Навадвипе под навесом от старой лодки, и об его ученике, с рождения хранящего целибат и обладающего глубочайшими познаниями в священных писаниях, — Сиддханте Сарасвати, который живет в уединении в месте рождения Махапрабху, где совершает обет повторения миллиарда святых имен и учит истинной дхарме. А также он слышал, что многие вайшнавы, как например Кумуд-канта Бхаумик из Лохагары и Инду-кумар из Чхатдара (известный позже как Кришнадас Бабаджи, личный слуга Бхактивиноды Тхакура) ушли в Навадвипу и предались лотосным стопам Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Иногда в детстве Парамананда вместе со своим одноклассником посещал соседский дом доктора Ниварана-чандры Датты и слушал как тот читал вслух «Харинама-чинтамани» Бхактивиноды Тхакура.

Первое посещение Шри Майяпура

Весной 1911-го года Парамананда в 13-летнем возрасте решил уйти из дома и отправиться в Хришикеш, посетив по пути место рождения Гауранги Махапрабху. Покинув свой дом в Восточной Бенгалии в три часа ночи, он прошел пешком больше 20-ти километров после чего, преодолев значительный участок пути на лодке, он прибыл на станцию Сингийа, где впервые в жизни увидел поезд. Кто-то из людей купил ему билет и посадил на поезд. Сделав две пересадки, ночью следующего дня он прибыл в Кришнанагар. Каким-то образом ему удалось найти извозчика, а потом еще и лодку, и в конечном итоге, к концу ночи он прибыл в Навадвипу. Там он спросил у людей где храм Махапрабху и его направили к главному в городе храму — «Махапрабху-Бари». Как только Парамананда попытался войти, вдруг какой-то человек преградил ему путь, громко крикнув: «Три анны за вход!» [1 анна — 4 пайсы или 1/16 часть рупии]. Потрясенный, Парамананда вышел и, сев неподалеку на веранде старого храма Шивы на улице Пораматала, стал думать, что ему делать дальше. Несмотря на то, что он был еще мальчиком, он глубоко задумался: «Шриман Махапрабху — спаситель падших. Ходя от двери к двери, Он Своими наставлениями в преданном служении Господу спас множество душ, сожженных бушующим пожаром мирского существования. Почему же сегодня в своих попытках увидеть Его я столкнулся с таким происшествием?»

В это время мимо храма проходили двое почтенных мужчин, возвращавшихся с Ганги, и разговаривали между собой о Шри Майяпуре — настоящем месте рождения Махапрабху. Услышав от них о Майяпуре, Парамананда сразу же вспомнил все то, что он слышал о нем в своем раннем детстве и тут же вскочил с места, чтобы отправиться туда. Расспросив о том, как добраться до Майяпура, он переправился через Гангу и вскоре достиг своей заветной цели — Шри Йога-Питха. В то время там в храме Махапрабху пуджари был Раджарам Тевари, охранником — Сатьярам, а кладовщиком — Падманабха брахмачари. Падманабха сказал юному Парамананде: «Здесь неподалеку, во Враджапаттане [где в наше время находится Шри Чайтанья Матх, а также бхаджан-кутир и самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура] живет мой Гурудев Шрила Сиддханта Сарасвати Тхакур. Он брахмачари с самого детства и каждый день повторяет три лакха святых имен. Он обладает глубочайшими познаниями в шастре. Прими прасад и пойдем, получишь его даршан. Оставайся здесь на несколько дней. Тут ты будешь хорошо себя чувствовать, а также получишь прекрасную возможность услышать много духовной катхи». Через некоторое время, когда Парамананда пошел принимать прасад, он получил даршан Шримати Бхагавати Деви — матери Шрилы Сарасвати Тхакура. Он усадила его неподалеку и наложила ему прасад, а после прасада отправила Парамананду вместе с Падманабхой во Враджапаттан к Сиддханте Сарасвати.

Первая встреча с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром

Во Враджапаттане Парамананда впервые увидел своего духовного учителя. В то время он работал над статьей на тему относительного анализа положения брахманов и вайшнавов [в сентябре 1911-го года в деревне Балигхаи должна была состояться конференция посвященная этой теме. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур выступил на ней со своей длительной речью, в которой доказал верховенство вайшнавов даже на самым высоким слоем ведического общества — брахманами]. Увидев его величественный, радующий взор облик, а также услышав из его уст духовные наставления, которые он еще никогда не слышал, Парамананда тут же избавился от всей усталости, вызванной долгой дорогой, и почувствовал, что очутился в совершенно новой реальности. Он остался на некоторое время в Йога-питхе, где стал заниматься доверенным ему служением, и каждый день в три часа пополудни ходил во Враджапаттан, где слушал как Сарасвати Тхакур читает свою статью о положении брахманов и вайшнавов или объясняет Шри Чайтанья-чаритамриту.

BSST_KB_PVШрила Сарасвати Тхакур вместе с Кунджа-бихари (слева) и Параманандой (справа). 1916-1917 гг.

Потом Парамананда на несколько дней вернулся домой, после чего опять приехал в Майяпур и, поживя несколько дней в Йога-питхе, пришел во Враджапаттан и стал жить рядом с Сарасвати Тхакуром.

Первая встреча с Гаура-кишором дасом Бабаджи

Однажды в 1911-м году Шрила Сарасвати Тхакур попросил Парамананду взять несколько зеленых чили и пойти в Кулию к Гаура-кишору дасу Бабаджи. Бабаджи Махарадж проявлял пример высочайшей вайрагьи в служении Кришне. Например, он замачивал сырой рис или дал водой и потом на протяжении нескольких дней принимал их в пищу вместе с чили — и это была вся его еда. Узнав, что он пришел из Майяпура, Бабаджи Махарадж спросил: «Как там мой Прабху? Передай ему мой дандават. Скажи моему Прабху, чтобы он оставил всю другую деятельность и проповедовал Шат-санарбху». В то время там также присутствовал Ванамали Поддар. После обеда на даршан к Бабаджи Махараджу пришло много людей. Парамананда вспоминал: «Я слышал, что к нему так каждый день приходило много людей, желающих получить даршан его лотосных стоп, и он выходил из своего навеса и, сев неподалеку, даровал всем возможность видеть его. Я также увидел, что Бабаджи Махарадж повторяет святое имя, отсчитывая количество имен на узелках, завязанных на куске материи. Некоторое время он громко повторял джапу и сказал всем присутствующим также начать повторять. Все люди повинуясь его приказу стали громко повторять хари-нама-маха-мантру. Не дожидаясь наступления вечера, я поклонился его лотосным стопам и вернулся в Майяпур».

Посвящение от Сарасвати Тхакура

В месяце Ашадх (июн-июль) 1911-го года Шрила Сарасвати Тхакур дал Парамананде посвящение в хари-наму, дав ему начитанные четки из Туласи и подробные наставления относительно нама-апарадхи и нама-абхасы. 19 августа 1913 года в Калькутте Парамананда вместе с Вайшнавом и Мадхусуданой получил мантра-дикшу.

BSST_Paramananda_PatitaPavana_etalПоследователи Бхактивинода Тхакура и Сиддханты Сарасвати. Сам Сарасвати Тхакур — во втором ряду слева (с бородой). В центре — ученик Бхактивиноды Тхакура Ситанатх дас Махапатра Бхактитиртха. Ниже его, посередине — Парамананда брахмачари.

Первая встреча с Бхактивинодой Тхакуром

В декабре 1911-го года Парамананда вместе с Сарасвати Тхакуром отправился в Калькутту в «Бхакти-бхаван», дом Бхактивиноды Тхакура, где он получил возможность совершить личное служение Тхакуру. В том же месяце в Калькутту приехал Король Георг V вместе с королевой Марией.

В 1912-м году Бхактивинода Тхакур по состоянию здоровья не смог приехать на празднование Гаура-джайанти в Маяпур. По его просьбе Шрила Сарасвати Тхакур лично  организовал все празднования самым наилучшим образом. За неделю до праздника в Майяпур из Калькутты приехала Шримати Бхагавати Деви вместе с многими другими женщинами-преданными.

История о Прабхунатхе, рассказанная Парамананде Сарасвати Тхакуром

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур рассказывал Парамананде историю о том, как однажды приблизительно в 1900-1901-м году в Майяпур приехал известный Ванамали Лал Госвами из храма Радха-рамана во Вриндаване. Он несколько дней вместе с женой жил в Йога-питхе. Вместе с ними приехал также и их слуга-брахман по имени Прабхунатх Мишра. Прабхунатх был очень простым и преданным вайшнавом, который сильно любил Махапрабху. А Ванамали Лал Госвами был очень мягким преданным и настоящим другом Сарасвати Тхакура. Когда настало время возвращаться во Вриндаван, то Прабхунатх попросил у Сарасвати Тхакура разрешения остаться в Майяпуре и служить Божествам. Сарасвати Тхакур согласился и Прабхунатх стал жить в храме Махапрабху в Йога-питхе и поклоняться Божествам. Бхактивинода Тхакур также очень любил Прабхунатха. Как явствует из заключительных слов комментария Бхактивиноды Тхакура к «Упадешамрите» Шрилы Рупы Госвами, Прабхунатх стал одной из причин его написания:

а̄нанда-вр̣ддхайе ш́рӣмад-госва̄ми-ванама̄линах̣
татха̄ ш́рӣ-прабхуна̄тхасйа сукха̄йа̄тма-нивединах̣

свасйа бхаджана-саукхйасйа самр̣ддхи-хетаве пунах̣
бхактивинода-да̄сена ш́рӣ-годрума-нива̄сина̄

прабхош́ чатух̣-ш́ата̄бде ча два̄даш́а̄бда̄дхике мр̣ге
рачитейам̇ сита̄шт̣амйа̄м̇ вр̣ттих̣ ‘пӣйӯша-варшин̣ӣ’

«Ради увеличения блаженства Шри Ванамали Госвами, а также на радость Шри Прабхунатху, полностью отдавшему себя Господу, а также ради благополучия и счастья в своем собственном бхаджане, этот слуга по имени Бхактивинода, житель Годрума, составил комментарий к Упадешамрите под названием «Пийуша-варшини-вритти» [«Комментарий, проливающий нектар»] в восьмой день темной половины месяца Мригашира (декабрь-январь) 412-го года эры Господа Чайтаньи [20 декабря 1898 года]».

Прабхунатх самоотверженно занимался служением в Йога-питхе и однажды он получил даршан ослепительно сияющего Махапрабху, после чего потерял сознание.

Личное служение Бхактивиноде Тхакуру

В начале июня 1912-го года Бхактивинода Тхакур приехал из Бхакти-бхавана в Годрум. Получив известие об этом заранее, Шрила Сарасвати Тхакур отправил туда Парамананду, а на следующий день приехал сам. Там Парамананда смог получить общение Бхактивиноды Тхакура и совершить личное служение ему. Пожив несколько месяцев в Годруме, Тхакур на поезде уехал в Калькутту. Парамананда вспоминал, что Бхактивинода Тхакур всегда готовился заранее к путешествию на поезде и просил своих спутников быть готовыми задолго до отправления поезда. Я уже писал (в статье об уходе Бхактивиноды Тхакура) о том, как в поезде Сарасвати Тхакур омахивал Бхактивиноду Тхакура чамарой и их случайный спутник выпросил у него чамару и омахивал Тхакура аж до прибытия на станцию Шилдах в Калькутте.

Наставления Бабаджи Махараджа семейным людям

Парамананда также был свидетелем многих историй связанных с Гаура-кишором дасом Бабаджи и благодаря ему мы сейчас знаем о них. Например, однажды в месяц Карттика в 1912-м году в Майяпур из Калькутты приехало несколько уважаемых людей. Среди них был последователь Бхактивиноды Тхакура по имени Шамбхунатх Бандьопадхьяй, который заново женился после смерти своей первой жены. Придя к Сарасвати Тхакуру, он стал спрашивать у него о том, какие возможности служения Господу предоставляет ему семейная жизнь. Прабхупада Сарасвати Тхакур ответил, что в семейной жизни у него возникнет немало препятствий на пути к хари-бхаджану. Такой ответ сильно опечалил Шамбху Бабу. Проведя несколько дней в Йога-питхе в обществе Сарасвати Тхакура, Шамбху Бабу вместе с ним, Параманандой и другими преданными отправились в Навадвипу к Гаура-кишору дасу Бабаджи. После того, как они поговорили с Бабаджи Махараджем, был снова поднят вопрос семейной жизни Шамбху Бабу. Парамахамса Бабаджи Махарадж сказал: «О, очень хорошо, что Шамбху Бабу женился. Теперь он должен каждый день своим руками готовить подношения для Господа и предлагать их Ему, после чего предлагать этот прасад своей жене и потом почитать остатки ее пищи в настроении служения вайшнаву. Вместо того, чтобы относиться к ней как к объекту своего наслаждения, он должен относиться к ней как к объекту своего служения, как к своему гуру. Тогда у него все будет хорошо. Весь мир — все богатство, драгоценности, женщины, мужчины — все предназначено исключительно для наслаждения Кришны. Он должен предлагать в служении Кришне все то, что принадлежит Ему. Нельзя относиться к жене как к своей служанке, нужно оказывать ей почтение как служанке Кришны».

Шамбху Бабу, услышав эти наставления, стал сокрушаться: «Ну и наставление дал мне Бабаджи Махарадж!» Из Кулии они поехали в Годрум, а оттуда Шамбху Бабу уехал в Калькутту. Почти четверть века спустя в одной из своих лекций (3 февраля 1936 года) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, вспоминая эту историю, сказал, что Шамбху Бабу так и не принял это наставление Бабаджи Махараджа, поскольку материальным видением видел разницу в хари-бхаджане Бхактивиноды Тхакура (как ему казалось, среди объектов чувств) и Бабаджи Махараджа (в отречении от объектов чувств). Сарасвати Тхакур объяснил, что и в том и в другом случае хари-бхаджан был одинаков и неотличен, будучи проявлением йукта-вайрагьи.

«Обратный билет»

Еще одна знаменитая история, очевидцем которой был Парамананда, произошла когда он вместе с Сарасвати Тхакуром и неким Прабодхчандрой Бандйопадхьяем, а также несколькими другими преданными отправились на даршан к Гаура-кишору дасу Бабаджи. Когда Бабаджи Махараджу представили Прабодхчандру, тот обратился к нему: «Замечательно! Вы пришли сюда, теперь оставайтесь здесь и совершайте хари-бхаджан». Прабодх Бабу жил в Калькутте, поэтому он ответил: «Но у меня есть обратный билет на поезд». Бабаджи Махарадж сильно удивился и сказал: «Если вы купили обратный билет, то зачем вы ко мне приехали? Нет смысла приезжать ко мне, планируя потом уехать обратно. Я считаю, что по-настоящему приехал в Дхаму только тот, кто занимается служением Господу, приехав раз и навсегда».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто вспоминал эту историю с «обратным билетом», объясняя как нужно обращаться к гуру или садху. Он часто говорил: «В уши тех, кто, купив обратный билет, приходят и показывают шоу принятия посвящения, никогда не войдут совершенные, лишенные обмана наставления о преданном служении».

История с проворовавшимся пуджари

В январе 1914-го года Парамананда стал свидетелем еще одного необычного события — в то время уже почти год Божествам в Йога-питхе с разрешения Сарасвати Тхакура служил один брахман из Ориссы по имени Кришна Пуджари. Однажды в два часа ночи, громко рыдая, он прибежал во Враджапаттан. Когда его расспросили о причине его беспокойства, он ответил, что ночью ему приснился сон — Махапрабху в страшном облике Нрисимхадева запрыгнул ему на грудь и прорычал: «Ты присвоил себе Мои пожертвования! Немедленно убирайся из Моего дома, а то Я тебя уничтожу!» Сказав это, пуджари упал на землю и, продолжая рыдать, стал кататься в пыли. Его всячески пытались успокоить, но он ничего не слушал. Когда ему хотели выдать причитавшееся ему жалованье за два прошедших месяца, он ни копейки не взял. Той же ночью он пешком отправился в Калькутту и оттуда уехал к себе домой.

Очередное личное служение Бхактивиноде Тхакуру и последние наставления Тхакура Парамананде

Весной 1914-го года Шрила Сарасвати Тхакур послал Парамананду в Годрум служить Шриле Бхактивиноде Тхакуру пока его личный слуга Кришнадас Бабаджи болел и жил вместе с Сиддхантой Сарасвати в Майяпуре. За три недели до своего ухода Шрила Бхактивинода Тхакур, уезжая из Годрума в Калькутту и отправляя Парамананду обратно в Майяпур к его духовному учителю, сказал: «Парамананда, я не вижу для тебя никакой необходимости продолжать мирское образование чтобы потом зарабатывать деньги. Вместо этого лучше отправляйся в Маяпур и служи Сарасвати (твоему Шри Гурудеву). Благодаря этому ты обретешь наивысшее благо. Пришло время мне уходить из этого мира. Я очень скоро уйду. Поэтому вместо того, чтобы ехать со мной в Калькутту [где до этого Парамананда по настойчивой просьбе родителей иногда посещал колледж], лучше поезжай в Шридхам Маяпур. Все время пока твой Прабху будет находиться в этом мире служи ему телом, умом и речью. Ты изо всех сил старался очень хорошо заботиться обо мне, Шриман Махапрабху дарует тебе все Свои благословения». Попрощавшись с Тхакуром на вокзале в Кришнанагаре, Парамананда вернулся в Шридхам Майяпур к Шриле Сиддханте Сарасвати. Для Парамананды это был последний даршан Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Уход Бхактивиноды Тхакура

23-го июня 1914-го года в Майяпур пришла телеграмма из Бхакти-бхавана, в которой Шрилу Сарасвати Тхакура просили немедленно приехать в Калькутту. Получив телеграмму Сарасвати Тхакур взяв с собой Парамананду тут же отправился в дорогу. Но из-за чрезмерных дождей все дороги и гхаты вокруг были затоплены водой. С большими трудностями им удалось добраться до железнодорожной станции, но даже несмотря на то, что они спешили из всех сил, они не успели на первый поезд. Приехав в Калькутту на следующем поезде, они прибыли в Бхакти-бхаван только к вечеру. Там они узнали, что всего за несколько часов до этого, в полдень, Бхактивинода Тхакур вошел в вечные игры Шри Кришны. В тот день вышеупомянутый Шамбхунатх Бандйопадхьяй и Накулешвар Рай вместе с другими последователями Бхактивиноды Тхакура сказали Шриле Сарасвати Тхакуру, что теперь, когда Бхактивинода Тхакур ушел, он [Сарасвати Тхакур] — их единственное прибежище и проводник.

Парамананда также присутствовал на церемонии открытия пушпа-самадхи Бхактивиноды Тхакура в Свананда-сукхада-кундже в декабре 1914-го года, где он по просьбе Сарасвати Тхакура он помогал Кришнадасу Бабаджи, возлюбленному ученику и слуге Бхактивиноды Тхакура, совершавшему все необходимые церемонии.

BVT Installment in Samadhi 1914Установление пушпа-самадхи Шрилы Бхактивиноды Тхакура в Свананда-сукхада-кундже, декабрь 1914.

Уход Гаура-кишора даса Бабаджи

Однажды, вечером 16-го ноября 1915-года года Парамананда вернулся во Враджапаттан из Калькутты. Там он увидел Сарасвати Тхакура, сидящего в крайне опечаленном состоянии. Едва увидев Парамананду, он сказал: «Парамананда, я только что получил новость из Кулии о том, что Бабаджи Махарадж проявил для взора обычных людей лилу сильной болезни. Мы должны сейчас же пойти туда». В тот момент во Враджапаттане [где сейчас находится Шри Чайтанья Матх, а также бхаджан-кутир и самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура] не было никого кроме самого Сарасвати Тхакура и Параманады. Они послали извещение некоему Йогендре Халдару, чтобы тот пришел во Враджапаттан и побыл там пока их не будет, а сами стали ждать других новостей о Бабаджи Махарадже. В полночь к ним из Кулии пришел Кришна-Чайтанья дас и сказал, чтобы они тут же шли в Кулию [чтобы из Враджапаттана добраться до Кулии, то есть до современной Навадвипы, нужно пройти около 4-х км до гхата и потом переправиться через Гангу. В то время Майяпур был местом полей и джунглей, а переправа через Гангу совершалась далеко не так часто как в наше время. Или же можно было пойти на Гангу, которая в то время протекала совсем рядом с Враджапаттаном, и ждать переправы]. Как только ночь приблизилась к концу, они вышли в сторону Кулии, но едва переправившись через Гангу, они услышали о том, что Бабаджи Махарадж уже вошел в нитья-лилу. Придя к месту, где он совершал свой бхаджан, они увидели как местные бабаджи усердно пререкаются друг с другом о том, где будет его самадхи. В это время туда также прибыли и другие известные в то время вайшнавы, такие как Хиралал Госвами и Ванамали дас. Вместе с ними также прибыл молодой Умапати, который позже стал одним из ближайших учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура — Кунджа-бихари Видьябхушаной (Бхакти Вилас Тиртха Махарадж). О нем мы также немного поговорим в одной из следующих записей.

Сарасвати Тхакур своей речью лишил спорщиков-бабаджи всех аргументов и своими руками 17-го ноября 1915-го года в полдень поместил трансцендентное тело Парамахамсы Бабаджи Махараджа в самадхи на новом берегу Ганги в соответствии с правилами из «Самскара-дипики». Ближе к вечеру они с Параманандой вернулись во Враджапаттан.

2015316131226Первое самадхи Шрилы Гаура-кишора даса Бабаджи на берегу Ганги в Навадвипе. После того, как в августе 1932-го года Ганга вышла из берегов, самадхи перенесли на берег Радха-кунды в Шри Чайтанья Матхе, где оно находится и сейчас.

На следущий день Сарасвати Тхакур послал Парамананду в самадхи Бабаджи Махараджа, проследить за тем, как там совершается служение. Там Парамананда опять встретил Умапати вместе с Нишикантой Мауликом. Они, находясь под большим впечатлением от вчерашней речи Сарасвати Тхакура, стали расспрашивать Парамананду о нем. Когда Парамананда рассказал им о неземных качествах своего духовного учителя, двое молодых людей решили пойти в Шридхам Майяпур, чтобы послушать Сарасвати Тхакура. Нишиканта тут же на месте предался его лотосным стопам и вскоре стал Нароттамом адхикари. Умапати также привлекся его личностью и стал каждую неделю приезжать из Калькутты, чтобы послушать хари-катху из уст Сарасвати Тхакура.

Издание книг и служение миссии Сарасвати Тхакура

Парамананда вспоминал, что когда во Враджапаттане в 1915-м году был установлен печатный станок и изданы первые книги, то Сарасвати Тхакур каждый день после обеда давал лекции по Чайтанья-чаритамрите, а также по «Стававали» Рагхунатха даса Госвами и «Става-мале» Рупы Госвами. В то же время он впервые провел экзамен на титул «Сампрадайа-вайбхава-ачарья» и просил своих учеников выучить наизусть многие стихи из «Става-малы», «Стававали» и «Шримад-Бхагаватам». В то время на юного Парамананду была возложена ответственность за управление печатным станком и первым издательством Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура — «Бхагават-Пресс». Вскоре Парамананда стал умелым наборщиком и выпустил в свет множество транцендентной литературы. Со временем Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возложил на него также и другие виды ответственного служения, включая руководство постройкой нескольких храмов. Парамананда преуспел и в этом служении, что отметил даже сам Сарасвати Тхакур, упомянув его в одном из комментариев к Чайтанья-чаритамрите (Ади-лила, 10.114). Шрила Прабхупада полностью цитирует своего Гуру Махараджа в своем комментарии к этому стиху:

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Джаганнатха Тиртха был одним из девяти главных санньяси при Господе Чайтанье. Ванинатха Випра жил в Чанпахати, деревне в районе Бурдвана, недалеко от Навадвипы. Эта деревня приписана к полицейскому участку Пурвастхали и почтовому отделению Самудрагады. Здешний храм был очень запущен, но в 1921 г. (1328 г. по Бенгальскому летоисчислению) он был реставрирован усилиями Шри Парамананды Брахмачари [одного из учеников Шри Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура], который реорганизовал сева-пуджу (поклонение в храме) и отдал храм под руководство Шри Чайтанья Матха в Шри Майяпуре. Сейчас в этом храме поклоняются Божеству Шри Гауры- Гададхары в строгом соответствии с принципами священных писаний. Деревня Чанпахати расположена в трех километрах от Самудрагарха и железнодорожной станции Навадвипа Восточной железной дороги».

Судя по всему, это единственное зафиксированное прямое упоминание Шрилой Прабхупадой своего духовного брата, Парамананды Видьяратны брахмачари.

Наставление Бхактивиноды Тхакура Парамананде

Когда Парамананда по приказу своего гуру служил Бхактивиноде Тхакуру, то время от времени по просьбе Тхакура он пел ему составленные им песни из «Шаранагати». Весной 1917-го года к Парамананде во сне явился Бхактивинода Тхакур и сказал: «Парамананда! Не откладывая, собери из старых номеров «Саджджана-тошани» все песни из цикла «Шаранагати» и издай отдельной книгой. Если эта книга будет издана, то многие люди смогут обрести большое духовное благо читая, воспевая или слушая эти песни». Получив такое наставление от Бхактивиноды Тхакура, Парамананда выполнил его наставление и описал свой сон в небольшой поэме под названием «Крипадеш» («Милостивое наставление»), которая была напечатана в «Саджджана-тошани», издаваемой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. По просьбе Сарасвати Тхакура его старшая сестра, Шримати Саудамини Деви, оплатила издание «Шаранагати».

BSST_AV_KB_PV_BenaresАнанта Васудев Паравидьябхушана, Кунджа-бихари Видьябхушана, Парамананда Видьяратна и Адхокшаджа адхикари с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в Бенаресе в начале 1920-х гг.

Особые отношения Парамананды и Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Парамананда был одним из первых учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который с самого детства жил рядом со своим духовным учителем и всячески помогал ему. Благодаря этому, у него были очень близкие и даже необычные отношения с ним. Он был одним из немногих учеников, к которым Сарасвати Тхакур обращался на «ты» (почти всех своих учеников Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называл на «вы»). Но даже больше — он был единственным из всех учеников, кто так же обращался и к своему Гуру Махараджу — на «ты». Также Парамананде разрешалось сидеть с ним на одном уровне, свободно и непринудженно разговаривать и даже шутить с Сарасвати Тхакуром.

Стоит также упомянуть в двух словах о том, что сразу после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Гаудия Матхе наступили очень смутные времена, когда единая до этого величайшая миссия разделилась на две соперничающие между собой фракции. Будучи близким другом Кунджа-бихари Видьябхушаны с самой первой встречи, Парамананда прабху сразу же встал на его сторону и даже написал брошюру в его защиту, пытаясь показать, что из всех близких учеников Сарасвати Тхакура именно Кунджа-бихари был наиболее дорог их Гуру. За несколько дней до своего ухода он принял от него санньясу под именем Бхакти Гаурава Гири Махарадж. Его самадхи находится во Враджапаттане, Шри Чайтанья Матхе, рядом с бхаджан-кутиром Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Источники:

— Личные воспоминания Парамананды Видьяратны прабху включенные в «Сарасвати-джайашри», составленную Сундаранандой Видьявинодом, 1934 г. (репринт 2004 г.). (Главы 17-23, стр.148-196).

— Бхакти Викаша Свами Махарадж, Бхактисиддханта-вайбхава, том 2, стр. 326-332.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s