Небольшое начинание

Сегодня я хотел бы вкратце описать одну вещь, которая может показаться довольно необычной. На протяжении некоторого времени я размышлял над ней и все-таки решил поделиться здесь как ею, так и соображениями по ее поводу. Изначально, 7 лет назад, я планировал этот «блог» (как сейчас принято говорить) больше для себя и думал просто делиться в нем своими личными мыслями и впечатлениями в своих  непритязательных попытках постичь Абсолютную Истину и развить с Ней отношения. Со временем из-за публичности этих записей я стал писать меньше о себе и больше о том, что могло бы быть интересно многим другим практикующим вайшнавам. Тому, кто стремится стать вайшнавом, как правило, не подобает писать о себе, выставлять себя на показ, рекламировать или продвигать самого себя или свои «реализации» и тем более лекции. Из-за этого очень легко развить некий гуру-абхиман и пасть жертвой майи, посчитав себя великим, ученым или достойным поклонения и последователей. Я уже писал об одном знаменитом бхаджане Бхактивиноды Тхакура, который Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто приводил именно в этой связи. Одновременно с этим, за последние год-полтора я много раз слышал в свой адрес просьбы или даже легкие упреки в том, что я поступаю неправильно, когда как бы из-за смирения не делюсь с другими тем, что узнал или прочитал сам. В течении этого времени у меня была некая внутренняя дилемма (которая, честно признаться, продолжается и до сих пор) – вопрос правильного выбора между смирением и скромностью с одной стороны, и проповедью, «наставничеством» и попытками поделиться полученным знанием – с другой. В результате я в прошлом году решил попробовать новый для себя вид общения на духовные темы – онлайн встречи для подробного обсуждения некоторых лил Господа Кришны с комментариями ачарьев. Признаюсь честно, у меня были двойственные чувства на этот счет. С одной стороны я был очень сильно вдохновлен рассказывать о деяниях Кришны через призму детальных комментариев ачарьев, а также еще больше вдохновлен когда преданные делились своими впечатлениями или отзывами и всячески просили продолжать такие обсуждения. Но с другой стороны мне не давала покоя мысль «А не выглядит ли это попросту гордо?», «Не движет ли мной желание выделиться, обрести почет и славу?». Я обсуждал эти чувства в первой лекции нашего вебинара по истории царя Нриги. Все это время я размышлял над этим, молился, и пытался понять как правильно действовать в такой ситуации. В результате своих личных переживаний и размышлений, а также общения с некоторыми близкими мне преданными, я пришел к выводу, что я действительно не могу оставлять только себе то, что мне было дано по милости свыше – моих духовных учителей, Шрилы Прабхупады, вайшнавов, всей парампары и Самого Господа. Если я получил доступ к каким-то духовным знаниям, то просто обязан делиться ими с другими преданными и так передавать их дальше, а также отдавать свой долг перед источниками этой милости. Любые попытки проповеди и распространения духовного знания неизбежно связаны с уважением или даже признанием, и поэтому могут стать причиной увлечения и соблазна этими совершенно побочными следствиями проповеди. Но разве это должно останавливать все попытки проповеди? С такими соображениями в голове я решил продолжать свои несовершенные попытки и дальше.

Теперь, ближе к нашей теме. На протяжении последних нескольких лет у меня возникала мысль о том, чтобы подготовить небольшой семинар по Веданта-сутре и так познакомиться самому с этой важной и нужной книгой и целой традицией, к которой мы принадлежим, а также помочь всем желающим познакомиться с ней. Также я участвовал в некоторых исследованиях, связанных с Упанишадами, Веданта-сутрой, Карма-мимамсой и Дхарма-шастрами. И всякий раз я восхищался глубиной и серьезностью ведической культуры и философии и у меня неизменно возникало желание поделиться этим с другими.

Вначале я хотел просто рассказать об основных положениях философии Веданты, но потом я решил также вкратце рассмотреть и предшествующую ей Пурва-мимамсу. Частично причиной этого было слово «атах» в самой первой сутре Веданты («атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄», что также значит «сейчас, после всех ритуалов карма-канды или пурва-мимамсы, настало время вопрошать об Абсолютной Истине»), а частично — то, что Шрила Джива Госвами, Баладева Видьябхушана и другие ачарьи используют способ определения смысла шастр из 6 пунктов, очень свойственный и хорошо разработанный в школе Пурва-мимамсы. Также мне хотелось рассказать об этой школе потому что в ней представлена стройная система толкования священных писаний, поиска истинного смысла разных утверждений, часто противоречащих друг другу, а также очень стройная логика. Может быть, это поможет нам в нашем понимании ведической культуры и глубинного смысла Вед.

В добавок к этому у меня возникло еще одно соображение: мы очень часто слышим и читаем в Шримад-Бхагаватам, Махабхарате или в других шастрах о разных жертвоприношениях, которые совершали великие цари или даже великие вайшнавы прошлого. Но мы практически ничего о них не знаем, кроме их названий. Поэтому я хотел также вкратце обсудить эту тему и по этой причине описать разные наиболее известные жертвоприношения — что в них входило, как они совершались, кем, как долго и т.д.

Но если говорить об основах Пурва-мимамсы, то здесь очень уместно было бы поговорить о Дхарма-шастрах и о дхарме в целом, так как эта основополагающая часть ведической культуры очень тесно связана с Пурва-мимамсой и вообще неотделима от жизни человека в ведической культуре. Дхарма-шастры регулируют материальную сторону жизни человека, его обязанности по отношению к себе и другим, в зависимости от его положения в обществе. Многие из описанных в ней правил полезны для всех последователей ведической культуры, а особенно для тех, кто еще не стал парамахамсой. Так же как Пурва-мимамса связана с Ведантой («Уттара-мимамсой») через первую сутру («атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄»), так и Дхарма-шастра и дхарма вообще связана с Пурва-мимамсой, потому что ее первая сутра говорит о дхарме («атха̄то дхарма джиджн̃а̄са̄»). Ну и наконец, уже несколько лет по просьбе старших я провожу различные ягьи и самскары и у меня часто спрашивают о смысле этих церемоний. Это также хороший повод и тема для обсуждения в рамках этого курса. Самскары и ягьи как нельзя ближе связаны как с Дхарма-шастрами, так и с Пурва-мимамсой.

Принимая во внимание эти соображения и желания, я решил по мере своего изучения этих тем, записывать их в аудио формате для всех, кто также захочет ознакомиться с этими традиционными аспектами широкой ведической культуры и философии. Как уже, наверняка, понятно из вышеописанного, этот курс будет интересен не каждому в силу своей узкой специальности и сложности. Но я уверен, что многим он пригодится и поможет еще глубже познать величие ведической культуры и Ее творца, Господа Шри Кришны.

Первая, вводная запись доступна для прослушивания здесь:

Ее можно скачать здесь (откроется новое окно, в котором нужно нажать Download сверху) или здесь:

https://archive.org/details/01DharmaMimamsaVedantaIntro

(нужно кликнуть правой клавишей мыши на «VBR MP3» и выбрать «Сохранить как». В России archive.org заблокирован, но можно воспользоваться помощью некоторых сайтов, например http://zazor.org)

В ней мы также обсуждаем нужно ли вайшнавам изучать Веданта-сутру и другие философские системы древней Индии, прибегая к высказываниям наших ачарьев, прежде всего Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Бхактивиноды Тхакура.

Там же я попытался описать содержание этого курса и источники, на которые я опирался.

Также в этой записи я попытался объяснить причины, стоящие за таким форматом обсуждений («подкаст», если говорить совсем современным языком). Таких причин несколько: небольшое количество заинтересованных в этом обсуждении людей (и, как следствие, традиционные очные лекции было бы сложнее организовать); но даже если и нашлись бы слушатели, мне было бы физически очень непросто самому каждый раз ездить куда-то, чтобы провести такое занятие. Тогда как аудио записи дают определенную свободу как для меня (я могу не привязываться к сторого назначенному времени и записывать новые обсуждения по мере возможности), так и для слушателей, которые смогут слушать записи в любое удобное для них время и в подходящем для них количестве и дозировке.

Одной из главных целей этого обсуждения я ставил себе показать и упрочнить в нашем понимании важность авторитета шастры и ачарьи. Когда мы подойдем непосредственно к семинару по Веданта-сутре мы будем говорить о том, как разные ачарьи по-разному интерпретируют одни и те же сутры (например, в зависимости от сандхи или просто на основе своего авторитета), даже как они разбивают их на отдельные главы (адхикараны). Я очень надеюсь, что это поможет нам понять важность принятия авторитета гуру или ачарьи – в ведической философии практически все зиждется на свидетельстве апта-пуруши, осознавшей себя души или ачарьи.

Другая, может быть, менее важная, но все же важная цель заключается в том, чтобы частично исправить нашу привычку по поводу и без повода задавать извечный вопрос «Почему?». То есть научиться просто принимать шастру как она есть, делать что-то просто потому что шастра так говорит. Мне много раз задавали разные вопросы, как например: «А почему нужно прерывать пост именно в определенное время?», «Почему нужно носить шикху?», «А зачем нужно то или это?». Разумеется, такие вопросы очень естественны, особенно для современных людей, выросших в среде где рационализм и эмпирицизм даже подсознательно считаются одними из главных добродетелей. И попытки разобраться в истине и первопричинах достойны похвалы. Но вместе с этим у них есть определенная грань, за которой их добродетель заканчивается и в такой момент мы должны быть готовы оставить свое желание докопаться до логичных и понятных нашему рационалистическому уму объяснений. Это, несомненно, одна из составных частей предания себя, пранипата. Отвечая на такие вопросы, я иногда прямо говорил, что никогда не встречал каких-то объяснений. Часто задающие вопрос не удовлетворялись таким ответом и я слышал потом как они находили самые разные, часто даже невероятные, но красивые объяснения. Нужно просто признать и принять, что шастра, давая наставление к действию, далеко не всегда дает ответ на вопрос «Почему нужно это делать?». Если шастра все же объясняет «почему», то мы с радостью принимаем это объяснение. Но если она просто дает наставление, не объясняя почему ему нужно следовать, то нужно просто принять его и все.

Размышляя над этим вопросом, мне однажды «случайно» попалась запись очень интересной утренней прогулки Шрилы Прабхупады, где он подобным же образом отвечал на вопрос своего ученика:

«Ученик: Нет, он говорит, что когда мы повторяем свои круги, как нам быть уверенными, что прочитанный круг совершенный, внимательный круг, искренний?
Прабхупада: Поэтому это есть шастра: «Ты должен». Речь не идет о понимании». (Найроби, 2 ноября 1975 года).

(“Brahmānanda: No, he’s saying that when we chant our rounds, how can we be sure that when we chant the round that the round is a perfect, attentive round, sincere?
Prabhupāda: Therefore it is śāstra, «You must.» There is no question of understanding.” Morning Walk — Nairobi, November 2, 1975).

Также в своих поисках материала на эту тему, я нашел в старой газете «Гаудия» (главном печатном органе Гаудия Матха 1920-30х годов) одну очень интересную, но очень строгую и, может, даже резкую для современного «свободномыслящего» общества статью под названием «Вопрошание против удовлетворения любопытства» («Парипрашна банам каутухала-нивритти», «Гаудия» 13.24 от 19 января 1935). Статья длинная, на несколько страниц в два столбика. Но суть ее такова: «Вопрошание (парипрашна) – важный элемент духовной жизни (об этом говорят многие шастры: Веданта-сутра (1.1.1) «атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄», Шримад-Бхагаватам (11.3.21) – «джиджн̃а̄сух̣ ш́рейа уттамам», Бхагавад-гита (4.34) – «парипраш́нена», Бхакти-расамрита-синдху (1.2.75) – «сад-дхарма-пр̣ччха̄»). Но между парипрашной и удовлетворением любопытства есть разница – парипрашна стоит на фундаменте из севонмукхи (склонности к служению), а удовлетворение любопытства (каутухала-нивритти) возникает из желания удовлеторения своих чувств. Результат парипрашны – служение (сева), а результат севы – еще больше севы. Тогда как результат устранения любопытства – настиката (безбожие) и ее усиление (!).
Удовлетворение любопытства – временное явление, но парипрашна – существенный плод пранипата (склонения себя, предания). Так же как греховный человек, обуреваемый вожделением после утоления временного побуждения вожделения охладевает к женщине, которая утолила его страсть, но вскоре опять ищет уже другую  женщину, чтобы утолить новую волну страсти, так и те, кто обуреваемые любопытством начинают собирать разную информацию касательно духовной жизни, но поняв, что настоящая непритворная духовность не даст им удовлетворения их чувств, они часто оставляют настоящую духовную парипрашну и начинают искать новую информацию, которая сможет устранить их любопытство. [перефраз]: Иногда такие люди проявляют свою настоящую природу после того как одели одежду истинной парипрашны и разыграли спектакль вопрошания перед истинным садху или гуру, но потом все-таки поняли, что настоящая Бхагавад-дхарма не даст им наслаждения чувств. А иногда они обманывают других, выдавая за парипрашну попытки удовлетворить свое любопытство».

Все эти вопросы, а также некоторые другие, я попытался подробно обсудить в первой записи.

Мне пока сложно прогнозировать количество таких записей, но я уверен, что при своей загруженности мне удастся делать в лучшем случае пару записей в месяц. Так, за последние несколько недель у меня получилось сделать всего три таких записи. Так что, судя по всему, это проект на несколько лет.

Напоследок мне очень хочется сказать об обратной связи. Я буду рад всем отзывам к этому начинанию, особенно если кому-то такое обсуждение понравится и будет полезным в изучении или знакомстве с ведической традицией, культурой и философией. Разумеется, я сильно нуждаюсь в благословениях вайшнавов.

Ш́рӣ-кр̣шн̣а̄рпан̣ам асту

Небольшое начинание: 15 комментариев

  1. Дорогой Бриджабаси прабху! Примите мои поклоны. Знаковым есть то, что именно в четверг Вы написали это радостное для всех нас письмо, ведь ранее мы по четвергам слушали Вас он-лайн. Благодарен Вам за то, что Вы решили продолжить делиться о сокровенном. Я ждал и молился что будет продолжение, спасибо Вам! От Вашего служение будут рады многие вайшнавы, продолжайте, пожалуйста!

    Нравится

    • Примите мои поклоны также, о дорогой Шадбхудж Ананда прабху! Большое спасибо за поддержку. Вы для меня один из основных источников вдохновения 🙂

      Нравится

  2. Уважаемый Браджабаси прабху, примите поклоны. Большое спасибо за ваше служение. Это все очень интересно. Поскольку живу в стороне, даже не знал о ваших вебинарах. Понимаю, что нужно ориентироваться на большинство преданных, как вам и им удобно. Если вдруг будет возможность и желание, можно было бы дублировать или варьировать подачу материала также в печатном виде, кроме лекций онлайн. Так легче выделять главное и штудировать материал. В любом случае, как бы вы ни делали, это важное и нужное дело. Бог в помощь. Надеюсь в перспективе найдутся серьезные преданные, желающие вместе с вами изучать (учиться) всему этому систематически (что-то вроде школы Гопипаранадханы прабху), чтобы у нас были просвещенные мудрые брахманы, способные учить и вести остальных.
    ваш слуга махабхагавата дас.

    Нравится

    • Большое спасибо, Махабхагавата прабху! Насчет печатных материалов, я подумаю как лучше это сделать. Я обычно готовлю для себя конспект, но он довольно схематический и краткий, и к тому же на нескольких языках одновременно 🙂 Может для начала я буду хотя бы делать более детальное содержание отдельных записей. Спасибо за поддержку! Примите мои поклоны. Ваш смиренный слуга, Бриджабаси дас.

      Нравится

  3. Спасибо большое за статью! Очень сильно вдохновился анонсом того, что будет. Такие лекции очень нужны. Понятно, что они узко специализированы в какой-то мере, но преданные, которым такой материал нужен, будут очень рады. Тем более, что, как вы написали, одной из целей лекций будет «укрепить в нашем понимании важность авторитета шастры и ачарьи», то есть конкретный и важный результат этой катхи.
    Темы, которые вы хотите представить, мало где раскрываются. И это благо, если можно их изучать от вайшнава. Иначе затронутые темы можно или не понять совсем или неверно понять и засорить своё сознание не правильными выводами.

    Нравится

    • Очень благодарен вам, Мандала Пати прабху, за отзыв и за поддержку! Я уверен, что кому-то эти темы точно пригодятся. Вы лично для меня также являетесь одним из главных источников вдохновения на такие дела, честно. Тем более, что я вам очень обязан за вашу любезность в приобретении и переправке шастрических ценностей 🙂

      Нравится

  4. Намо намах, Бриджбаси Прабху! Харе Кришна.

    Дуже гарно! Буду нетерпінням чекати:)

    «за последние несколько недель у меня получилось сделать всего три таких записи.»

    — а де ще 2 файли? 🙂

    Нравится

    • Велика честь бачити та читати Вас тут, Аді Пуруша Прабгу! Прийміть мої шанобливі поклони. Сьогодні викладу решту файлів. Дуже вдячний Вам!

      Нравится

  5. Слава Шриле Прабхупаде! Бриджабаси прабху, примите мои поклоны! Спасибо Вам за все материалы, которыми Вы делитесь!

    Замечательное начинание. Изложение Веданта-сутры, Пурва-мимамсы, Дхарма-шатры и других в духе преданности миссии Шрилы Прабхупады это логичное и научное постепенное вытеснение аналогичных изложений этих шастр в каком-либо другом духе. Если люди имеют склонность изучать эти шастры, не изучая книги Шрилы Прабхупады, они могут проникнуться духом принятия настроения и миссии Шрилы Прабхупады, изучая их в вайшнавском изложении.

    Лично мне было бы интересно изучать то, чем Вы хотели бы поделиться. Для меня это возможность еще больше утвердиться в величии и глубине священных писаний. Мой незначительный опыт изучения шастр показывает, что хочется очень быстро вскочить в «поезд» понимания путем неоправданного приравнивания личного понимания Гиты или Бхагаватам и Самой Гиты или Самого Бхагаватам. А углубленное изучение философии, логики, дхармы позволяет хотя бы восхититься трансцендентной заоблачностью Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам. Вероятно, чтобы отбросить все (сарва-дхарман паритйаджйа), нужно хотя бы представлять, а что у меня должно было быть, если бы я был цивилизованным человеком.

    Нравится

    • Валерий прабху, большое спасибо за такие теплые слова и за интерес к этой теме! А также за Ваш, как всегда, глубокий и трезвый разум. Очень вдохновляете 🙂 Буду стараться быть полезынм Вам и другим вайшнавам. Примите мои поклоны, пожалуйста.

      Нравится

  6. Примите поклоны пожалуйста и нашу благодарность от нас с мужем за Ваш труд! Пожалуйста, продолжайте это столь ВАЖНОЕ и НУЖНОЕ начинание на благо преданных! Спасибо!

    Ваши слуги, Сахасраджит дас Дайа дд

    Нравится

    • Большое спасибо, Сахасраджит прабху и матаджи Дайа! Я очень рад и благодарен, что эти усилия не проходят впустую и находят отклик в сердцах преданных и применение в их жизни. Спасибо! Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s