О славе ночного бодрствования в экадаши и другие священные дни

Раз я уже поднял тему врат и аскез своими записями о чатурмасье, то пожалуй, сделаю еще одну запись, которую я давно хотел собрать воедино и опубликовать. Речь пойдет о ночном бдении во время экадаши и других священных дней, связанных с Господом Шри Кришной.

Сразу оговорюсь, что несомненно существуют и другие способы выразить свою преданность Господу, которые часто бывают более востребованными в данном времени, месте и обстоятельствах. Например, иногда вместо того, чтобы бороться со сном дома, можно пойти и совершить не просто бдение, а ночное дежурство возле храма (в тех храмах где в этом есть необходимость), или просто в этот или любой другой день убрать храм, нарубить дров на зиму и т. д. Но вместе с тем я надеюсь, что моя небольшая статья принесет радость преданным, которые либо уже время от времени практикуют такое бдение совместно с другим практическим служением, либо вполне способны делать это и даже хотели, но не решались, так как не имели ясного представления об этом.

О бодрствовании в хари-васары (дни Господа Хари) стоит знать и хотя бы иногда по мере сил практиковать такие аскезы для удовлетворения Шри Кришны. Джагаран (ночное бдение) обладает очень большим могуществом и во многом подобен некой «перезагрузке», уменьшающей наши греховные склонности и их последствия вместе с препятствиями на нашем пути, очищающей наше сознание и усиливающей нашу преданность Господу. Многие Пураны прославляют и даже настоятельно предписывают его совершение в священные дни, а некоторые места утверждают, что соблюдение экадаши остается неполным без бодрствования ночью. Огромное количество таких цитат из разных Пуран собрано в «Хари-бхакти-виласе», особенно в ее 13-й главе.

Поскольку ночное бдение не для всех легко осуществимо в силу разных причин (например, состояние здоровья или просто переоценка своих возможностей), то стоит также упомянуть, что аскезы бывают в трех гунах материальной природы и поэтому если наше ночное бдение доставляет страдания другим живым существам или является откровенным самоистязанием, то такая аскеза ближе к невежеству и Кришне она не сильно интересна. То же самое можно сказать и про бодрствование, после которого человек становится совершенно недееспособным и не может заниматься ни духовной, ни материальной деятельностью. Если же мы совершаем эту аскезу просто по своей прихоти, не посоветовавшись с другими, из желания прославиться и обрести уважение, то она пребывает в страсти и тоже не доставляет радости Господу. Стоит иметь в виду эти описания аскез в разных гунах, приведенные в «Бхагавад-гите» (17.17-19).

Также не следует упускать из виду следующее утверждение Шрилы Бхактивиноды Тхакура:

«В наше время невозможно в полной мере соблюсти все предписания касающиеся ежедневных обязанностей человека. В разных странах существуют разные законы и обычаи и они стали настолько сильны, что следовать правилам как ранее очень нелегко. В современном государстве вся деятельность выполняется посредине дня, поэтому сначала нужно покушать и только потом браться за дела и зарабатывание денег. В частности, с течением времени в Индии также изменились правила здоровой жизни, поэтому уже нет возможности и необходимости есть поздно вечером, совершать три омовения в день и бодрствовать ночью. Главный смысл всех правил, данных великими мудрецами, заключается в том, чтобы люди могли беспрепятственно и безгрешно выполнять обязанности связанные с телом, такие как еда, омовения, сон и проч. Вот в чем состоит наша обязанность. Поэтому семейные люди должны выполнять свои ежедневные обязанности, тщательно поразмыслив над своей ситуацией и преисполнившись веры, основанной на стремлении уменьшить свои материальные привязанности». («Чайтанья-шикшамрита», 2.5).

С другой стороны следует также сказать, что ночное бдение не так уж сложно соблюдать, особенно если за день-два до него нормально высыпаться. Также следует иметь в виду, что неправильно рассчитывать на то, что можно будет лечь спать сразу после восхода солнца или прерывания поста на следующий день. Можно (и даже нужно) на следующий день лечь спать раньше, но это не значит, что это можно и нужно сделать сразу после ночного бдения.

И, напоследок, по моему очень скромному мнению, каждый вайшнав должен хотя бы раз в жизни совершить ночное бдение в правильном настроении, проведя ночь в повторении святого имени, чтении священных писаний и пении молитв и бхаджанов ачарьев. Не будет ошибкой и преувеличением сказать, что такой опыт уникален и ни с чем не сравнится.

Наши ачарьи о соблюдении экадаши

В своей «Джайва-дхарме» (глава 20) Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такую беседу между гуру учеником:

«Виджай: Как соблюдать экадаши?
Бабаджи: Чистый экадаши называется хари-васара, день Господа Хари. Нечистым экадаши нужно пренебречь. Если наступает маха-двадаши, то нужно оставить экадаши и соблюдать маха-двадаши. Нужно соблюдать целибат накануне, а в день Господа Хари нужно поститься насухо, а ночью бодрствовать и непрерывно совершать бхаджан, а на следующий день также соблюдать целибат и в назначенное время прервать пост — вот как надо соблюдать экадаши».

О том, что бодрствование входит в соблюдение экадаши также сказано в «Нарада-панчаратре», которую цитирует Шрила Джива Госвами, описывая соблюдение экадаши в «Бхакти-сандарбхе» (299):

эка̄даш́йа̄м̇ на бхун̃джӣта пакшайор убхайор апи
джа̄гарам̇ ниш́и курвӣта виш́еша̄ч ча̄рчайед вибхум

«Нельзя принимать пищу в экадаши обеих половин месяца. Нужно бодрствовать ночью и особым образом поклоняться Господу».

Этот стих также приводится в «Хари-бхакти-виласе» (2.146). Комментируя его, Санатана Госвами пишет: виш́еша̄д ити анйа-титхибхйо виш́ешен̣а ека̄даш́йа̄м̇ татра̄пи виш́ешато джа̄гаран̣ена̄рчайед итй артхах̣ — «особым образом» означает, что в день, который особый по сравнению со всеми другими днями, то есть в экадаши, человек должен особым образом поклоняться Господу — то есть совершая ночное бдение».

Примеры ночных бдений из истории и писаний

Из «Чайтанья-Бхагаваты» мы узнаем, что во времена Господа Чайтаньи даже материалисты совершали ночное бдение, поклоняясь богине Мангала-чанди (Дурге):

дхарма карма лока саба эи ма̄тра джа̄не
ман̇гала-чан̣д̣ӣра гӣте каре джа̄гаран̣е

«Люди знали только один религиозный принцип и праведную деятельность — во время ночного бдения петь славу Мангала-чанди». (Этот стих приводится в «Чайтанья-Бхагавате» дважды — А̄ди-кхан̣д̣а 2.64 и Антйа-кхан̣д̣а 4.413).

В «Брихан-нарадия-пуране» описано, что Прахлада в прошлой жизни случайно постился и бодрствовал всю ночь в Нрисимха-чатурдаши из-за ссоры с блудницей. Благодаря такому неосознанному соблюдению этой великой враты, он стал Прахладой, великим преданным Господа Нрисимхи (Эта история упомянута Дживой Госвами в «Бхакти-сандарбхе» (152), но ее нужно правильно понять, так как Прахлада, в соответствии с описанием из ШБ10.39.54 — нитья-сиддха, следовательно его прошлая жизнь, описанная в этой истории — всего лишь его частичная экспансия).

В самой первой биографии Господа Чайтаньи, «Шри Кришна-чайтанья-чарита Маха-кавье», составленной Мурари Гуптой, очевидцем Его деяний и ближайшим спутником, описано как Господь Чайтанья Махапрабху сам просит Своих преданных, пришедших из Навадвипы к Адвайта Ачарье в Шантипур на встречу с Ним после принятия санньясы, соблюдать экадаши, постясь и бодрствуя всю ночь:

йушма̄бхир атра картавйам̇ садаива хари-кӣртанам
виматсараир виш́ешен̣а джа̄гаре хари-ва̄саре

«Теперь вы должны без зависти и злобы непрестанно совершать хари-киртан и с особым усердием бодрствовать в экадаши и другие праздники Господа Хари». (3.4.26).

Из слов завистливых оскорбителей, живших недалеко от дома Шриваса Тхакура, явствует, что преданные вместе с Господом следовали этому правилу даже еще до этой просьбы:

кеха бале,—“ека̄даш́ӣ-ниш́и-джа̄га̄ран̣е
карибе говинда-на̄ма кари’ учча̄ран̣е

«Кто-то другой сказал: В экадаши они не спят всю ночь и поют имена Говинды». («Чатйанья-Бхагавата, »А̄ди-кхан̣д̣а, 16.261).

А в следующих словах из «Према-виварты» Джагадананды Пандита описано как преданные соблюдали экадаши в Джаганнатха Пури:

сарва врата ш́ироман̣и ш́рӣ-хари-ва̄саре джа̄ни
нира̄ха̄ре кари джа̄гаран̣а

«Мы знаем, что экадаши, день Господа Хари, — самая лучшая из всех врат. Поэтому мы соблюдаем ее, не принимая пищу и бодрствуя ночью».

Господь Чайтанья Сам часто совершал джагаран (не только в экадаши), как описано в многих местах в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

После первой встречи с Раманандой Раем (Мадхья, 9.328):

ра̄три-ка̄ле ра̄йа пунах̣ каила а̄гамана
дуи джане кр̣шн̣а-катха̄йа каила джа̄гаран̣а

«Ночью Шри Рамананда Рай вернулся, и они с Господом стали говорить о Кришне. Так прошла целая ночь».

После возвращения Господа из Южной Индии (Мадхья, 9.355):

са̄рвабхаума-сан̇ге а̄ра лан̃а̄ ниджа-ган̣а
тӣртха-йа̄тра̄-катха̄ кахи’ каила джа̄гаран̣а

«И Шри Чайтанья Махапрабху, и Его приближенные остались у Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Всю ночь напролет они слушали рассказ Господа о Его паломничестве».

Особенно часто Господь Чайтанья совершал ночное бодрствование в последние годы Своего пребывания на земле, когда Он испытывал сильнейшую разлуку с Кришной. Однажды Он стал описывать свои чувства при помощи метафоры, в которой Его ум, подобный йогу, совершает ночное бдение с надеждой увидеть Кришну, пребывающего за пределами материи:

ш́ӯнйа-кун̃джа-ман̣д̣апа-кон̣е, йога̄бхйа̄са кр̣шн̣а-дхйа̄не,
та̄ха̄н̇ рахе лан̃а̄ ш́ишйа-ган̣а
кр̣шн̣а а̄тма̄ ниран̃джана, са̄кша̄т декхите мана,
дхйа̄не ра̄три каре джа̄гаран̣а

«Вот заброшенный сад, где Кришна наслаждается Своими играми и в одном из уголков этого сада, йог Моего ума, вместе со своими учениками, практикует мистическую йогу. Желая видеть только Кришну, этот йог бодрствует всю ночь, медитируя на Сверхдушу, неподвластную трем гунам природы». (Антья-лила, 14.50).

Даже сам Кришна иногда бодрствовал ночью ради Своих преданных. В «Прити-сандарбхе» (129) Шрила Джива Госвами цитирует стих из «Шримад-Бхагаватам» (1.16.16), в котором описано, как Кришна подчиняется дружеским чувствам своих близких преданных и становится их слугой:

са̄ратхйа-па̄рашада-севана-сакхйа-даутйа-
вӣра̄сана̄нугамана-ставана-пран̣а̄ма̄н
снигдхешу па̄н̣д̣ушу джагат-пран̣атим̇ ча вишн̣ор
бхактим̇ кароти нр̣-патиш́ чаран̣а̄равинде

«Махараджа Парикшит слышал, что по своей беспричинной милости Господь Кришна [Вишну], которому повинуются все, всячески служил послушным сыновьям Панду, принимая на Себя обязанности то их колесничего, то главы собрания, то посланника, то друга, то ночного стража и проч., в зависимости от желания Пандавов, повинуясь им, как слуга, и выражая им почтение как младший по возрасту. Когда Махараджа Парикшит слышал об этом, его переполняла преданность лотосным стопам Господа».

Объясняя слово вӣра̄сана («сидел в героической позе»), Шрила Джива Госвами говорит: вӣра̄санам̇ ра̄трау кхад̣га-хастасйа тишт̣хато джа̄гаран̣ам — «вӣра̄сана означает, что он не спал ночью и дежурил с мечом в руке». (Джива Госвами еще раз повторяет это в комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху» 2.1.233-235, где описаны качества Кришны как дхирашанты).

В предыдущей записи о чатурмасье и Карттике я упоминал, как Бхактивинода Тхакур описывает завершение обета Карттика-враты:

«В день Уттхана-экадаши нужно поститься насухо и провести всю ночь в обсуждении кришна-катхи, после чего на следующий день нужно омыться и после хари-киртана задействовать родственников в служении вайшнавам, после чего нужно самому оказать служение прасаду. Так в этот день под конец ночи нужно завершить врату». («Саджджана-тошани», том 10, стр. 209-210).

А в статье о Джаганнатхе дасе Бабаджи мы говорили о том, как в 1892 году Бхактивинода Тхакур встретил Бабаджи Махараджа, своего шикша-гуру, в Амладжоре, держа путь во Вриндаван, и вместе с ним провел экадаши:

«В феврале 1892-го года Бхактивинода Тхакур в очередной раз отправился во Враджа Дхаму. По пути он посетил небольшую деревню в округе Барддхаман под названием Амладжора. Там в очередной раз он встретил Джаганнатху даса Бабаджи и они вместе провели весь день и ночь (был экадаши) в обсуждении гаура-кришна-катхи, пении киртана и чтении и объяснении писаний. На следующий день Бхактивинода Тхакур вместе с Бабаджи Махараджем основал знаменитый центр проповеди — Амладжора-прапаннашрам. Видя, что Бхактивинода Тхакур — превосходно образованный и обладающий глубочайшими познаниями в шастре — так стремится проповедовать святое имя, Джаганнатх дас Бабаджи дал ему всевозможные благословения и вдохновение. При этом он также выразил свою особую просьбу, чтобы Тхакур проповедовал славу святого имени и обители Господа Чайтаньи по всему миру». (Описание этой встречи и совместного экадаши приводится в статье «Открытие прапаннашрама в Амладжоре», напечатанной в «Саджджана-тошани», том 4, номер 2, стр.24, 1892 г.).

Слава бодрствования в экадаши и праздники

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитирует стихи из «Брахма Пураны» в своем комментарии к «Чайтанья-бхагавате» (Ади, 3.48), где описана чистота и святость дня явления Господа или Его преданного. Эти стихи также приводятся в «Хари-бхакти-виласе» (15.307-308):

тасйа̄м̇ вишн̣у-титхау кечид дханйа̄х̣ кали-йуге джана̄х̣
йе ’бхйарчайанти девеш́ам̇ джа̄гратах̣ самупошитах̣
на теша̄м̇ видйате ква̄пи сам̇са̄ра-бхайам улбан̣ам̇
йатра тишт̣ханти те деш́е калис татра на тишт̣хати

«Те, кто в этот век Кали поклоняется Кришне, Господину полубогов, бодрствуя всю ночь и постясь на благоприятный день Кришна Джанмаштами — наиболее удачливы и прославлены. Они никогда не узнают страха перед ужасным материальным существованием. Кали не может находиться там, где пребывают такие преданные».

Ночное бдение в священный день уничтожает грехи человека:

йани ка̄ни ча па̄па̄ни брахма-хатйа̄дика̄ни ча
кр̣шн̣а-джа̄гаран̣е та̄ни вилайам̇ йа̄нти кхан̣д̣аш́ах̣

«Все виды греховной деятельности, включая убийство брахмана, разрушаются благодаря бодрствованию в ночь экадаши, которое очень дорого Господу Кришне». (Слова Прахлады Махараджа из «Прахлада-самхиты». Процитировано в «Хари-бхакти-виласе», 13.217).

Там где преданные совершают ночное бдение для удовлетворения Шри Кришны, пребывают великие спутники Господа:

татра брахма̄ ча рудраш́ ча ш́акра̄дйа̄ девата̄-ган̣а̄х̣
нитйам эва сама̄йа̄нти джа̄гаре кр̣шн̣а-валлабхе

«В то место где совершается бодрствование в экадаши, которое так любит Господь Кришна, прибывают все полубоги, возглавляемые Брахмой, Шивой и Индрой».

р̣шайо на̄рада̄дйа̄с ту вйа̄са̄дйа̄ мунайас татха̄
ахам̇ ча татра гаччха̄ми кр̣шн̣а-пӯджа̄-ратах̣ сада̄

«Великие риши во главе с Нарадой и великие муни во главе с Вьясой, а также я сам, приходим в это место, будучи очень привязаны к поклонению Кришне». («Хари-бхакти-виласа», 13.219-220. Слова Прахлады Махараджа из «Прахлада-самхиты»).

Не так давно я довольно случайно встретил в «Брахма Пуране» целую главу (228-ю), посвященную описанию славы джагарана в экадаши. Ее повествует мудрецам сам Шрила Вьясадева. Там описан некий человек, который родился в семье чандалов, но при этом был великим преданным Господу Вишну. На протяжении двадцати лет он каждый экадаши совершал ночное бдение в храме Господа, воспевая Его славу. Однажды в день экадаши темной половины месяца Чайтра (конец марта), собирая в лесу цветы для поклонения Господу Вишну, он встретил брахма-ракшаса, который захотел его съесть. Преданному удалось договориться с ракшасом о том, чтобы перенести это на следующий день, так как он уже пообещал этой ночью принести в храм цветы для пуджи и совершить бдение. Ракшас в конечном итоге, после твердых и длительных обещаний вайшнава, согласился. В двадаши утром садху пошел в лес на то, чтобы быть съеденным ракшасом и даже доказывал встречающимся ему по пути людям, что вынужден это сделать, так как дал слово. И после этого в «Брахма Пуране» возникает один смежный, но очень важный и интересный момент — когда чандал пришел к ракшасу, тот восхитился его правдивости и верности своему слову и признал в нем брахмана (!):

брахмара̄кшаса ува̄ча
са̄дху са̄дху маха̄бха̄га сатйа-ва̄кйа̄нупа̄лака
на ма̄тан̇гам ахам̇ манйе бхавантам̇ сатйа-лакшан̣ам
карман̣а̄нена манйе тва̄м̇ бра̄хман̣ам̇ ш́учим авйайам

«Здорово! Здорово! О великий человек, выполняющий свое обещание! Я считаю, что ты не чандал, поскольку ты привержен истине и правдивости. Из-за этого поступка, совершенного тобой, я считаю, что ты на самом деле чистый и непорочный брахман!» («Брахма Пурана», 228.58).

Далее брахма-ракшас, который в прошлой жизни был не сильно ученым брахманом, склонным к наживе и хитрости, стал расспрашивать, что делал этот преданный ночью в храме Вишну. Услышав, что тот провел ее, бодрствуя и воспевая славу Господа, ракшас стал просить поделиться с ним результатом хотя бы одной ночи, проведенной таким образом. Садху не соглашался отдавать такую пунью и предлагал вместо этого себя на съедение, как они и договаривались. Ракшас не отступал и стал просить дать ему хотя бы часть джагарана — хотя бы шесть часов, потом три часа и уже в конце — хотя бы полчаса, за который садху просто спел одну песню для Господа. Вайшнав наконец согласился и отдал ему благо, которое он получил, просто спев одну песню во славу Господа в ночь экадаши. Получив такую пунью, брахма-ракшас с радостью удалился в святое место Притхудака, где стал поститься до прихода смерти, после чего оставил свое тело ракшаса и попал на Брахмалоку.

Дополнительные правила бодрствования в священные дни (из 13-й главы «Хари-бхакти-виласы»)

атха джа̄гаран̣а-видхих̣
ска̄нде брахма-на̄рада-сам̇ва̄де

Правила совершения ночного бдения (Из беседы между Господом Брахмой и Нарадой Муни, записанной в «Сканда Пуране»):

ш́р̣н̣у на̄рада вакшйа̄ми джа̄гарасйа ту лакшан̣ам
йена виджн̃а̄та-ма̄трен̣а дурлабхо на джана̄рданах̣

«О Нарада! Сейчас я опишу тебе характеристики ночного бодрствования, просто постигнув которые, можно легко достичь Господа Джанарданы». (13.69)

гӣтам̇ ва̄дйам̇ ча нр̣тйам̇ ча пура̄н̣а-пат̣ханам̇ тайа̄
дхӯпам̇ дӣпам̇ ча наиведйам̇ пушпа-гандха̄нулепанам
пхалам аргхйам̇ ча ш́раддха̄ ча да̄нам индрийа-ниграхах̣
сатйа̄нвитам̇ винидрам̇ ча муда̄ йуктам̇ крийа̄нвитам
са̄ш́чарйам̇ чаива сотса̄хам̇ па̄па̄ласйа̄ди-варджитам
прадакшин̣а̄бхих̣ сам̇йуктам̇ намаска̄ра-пурах̣-сарам
нӣра̄джана-сама̄йуктам анирвин̣н̣ена четаса̄
йа̄ме йа̄ме маха̄-бха̄га курйа̄д а̄ра̄трикам̇ харех̣
етаир гун̣аих̣ сама̄йуктам̇ курйа̄дж джа̄гаран̣ам̇ харех̣

«Бодрствование в ночь экадаши нужно сопровождать с пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами, чтением Пуран, предложением благовоний и фитилей с гхи, предложением Господу пищи, цветов, сандаловой пасты, фруктов и аргхьи с верой и преданностью и раздачей пожертвований. Нужно обуздывать свои чувства, быть правдивым, полностью свободным от лени и сна и активно занятым радостным служением Господу. Нужно устраивать удивительные сценки, пребывать в радостном состоянии ума и быть исполненным энтузиазма. Нужно избегать греховной деятельности и лени. Нужно обходить вокруг Божества, предлагать Ему поклоны и проводить арати с огнем. При этом нужно быть полностью свободным от подавленного сознания. Так нужно проводить бодрствование в течении двенадцати часов ночи в день Господа Хари, в сопровождении всех этих 26 характеристик». (13.70-73)

тасма̄дж джа̄гаранам̇ ка̄рйам̇ пакшайох̣ ш́укла-кр̣шн̣айох̣

«Поэтому необходимо совершать ночное бдение в экадаши обеих половин месяца — светлой и темной». (13.130).

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ бхактйа̄ пат̣хате вишн̣у-саннидхау
джа̄гаре тат-падам̇ йа̄ти кула-вр̣нда-саманвитах̣

«Тот, кто читает «Шримад-Бхагаватам» перед Верховным Господом во время ночного бодрствования в экадаши, отправляется в Его трансцендентную обитель вместе со всеми членами своей семьи». (13.131).

джа̄гарам̇ йе чикӣршанти карман̣а̄ манаса̄ гира̄
на тешам̇ пунара̄вр̣ттир вишн̣у-лока̄т катхан̃чана

«Те, кто искренне желают бодрствовать всю ночь экадаши, занимаясь преданным служением Господу своим телом, умом и речью, вернутся в  высшую обитель Господа Вишну и никогда больше не вернутся в этот материальный мир». (13.137).

Особенно благоприятно бодрствовать в Уттхана-экадаши месяца Карттика, а особенно в Матхуре

В сборнике цитат из священных писаний, посвященных славе Матхура-мандалы («Матхура-махатмья»), составленном Шрилой Рупой Госвами, говорится:

ра̄трау джа̄гаран̣ам̇ татра прӣтйа̄ курванти йе нара̄х̣
сам̇са̄ра-моха-свапна̄нте сада̄ джа̄грати джа̄грати

«Те, кто с любовью бодрствуют в ночь экадаши в Матхуре, навсегда проснутся от иллюзорного сна материального существования».

анйатра̄пи прийа̄ вишн̣ор джа̄гаре сйа̄т прабодхинӣ
ким̇ пунар матхура̄йа̄м̇ са̄ тато ваи джанма-садмани

«Бодрствование в ночь Прабодхини-экадаши (Уттхана-экадаши, когда Господь просыпается ото сна и заканчивается чатурмасья) всегда дорого Господу Вишну, где бы оно не совершалось. Но что говорить о бодрствовании в этот день в Матхуре, месте рождения Господа?». («Матхура-махатмья», 209-211. Это цитаты из «Падма-Пураны» и они также есть в «Хари-бхакти-виласе», 16.402 и 16.400. Более подробно об врате Уттхана-экадаши сказано в «Хари-бхакти-виласе», 16.388-410).

В этом (2016) году Уттхана-экадаши выпадает на 11 ноября.

Шрила Прабхупада о джагаране, бодрствующем состоянии

Из лекции во время инициации в Лос-Анджелесе, 15 мая 1973 года:

Прабхупада: Ты знаешь правила и ограничения? Да. [преданная отвечает] Итак, тебя будут звать Джагарини. Джагарини это та, кто все время бодрствует и никогда не спит [смех] Эта жизнь предназначена для джагарана. Уттишт̣хата джа̄грата. Все спят, вялые, как животные.  Животные спят. Хотя они очень быстро бегают, но в соответствии с шастрой они спят, потому что не знают, что такое жизнь. Поэтому любой, кто не знает в чем состоит ценность жизни — он спит. А тот, кто знает в чем ценность жизни — джаграта. Предписание Вед таково: уттишт̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибодхата  — «Теперь, в этот раз, в человеческой форме жизни, проснись и воспользуйся полученным благословением». Они не знают. Они в точности как животные, спят. Невежество. Невежество это спящее состояние. Не знает, в чем ценность жизни».

Ш́рӣ-кр̣шн̣а-ка̄ршн̣а̄рпан̣ам асту

scm-night

О славе ночного бодрствования в экадаши и другие священные дни: 5 комментариев

  1. Примите мои поклоны, Бриджабаси прабху.
    Можете как-то прокомментировать следующее высказывание Бхактивиноды Тхакура из вашей статьи: «…изменились правила здоровой жизни, поэтому уже нет возможности и необходимости есть поздно вечером…»
    Обычно-то все проповедники рассказывают, что есть ночью вредно)) Что он здесь имел ввиду? Что сами правила изменились, и то, то раньше было полезно, теперь вредно? Или что раньше была такая жизнь, которая заставляла следовать вредным правилам?
    С нетерпением жду вашего ответа.

    Нравится

    • Примите и мои поклоны. К сожалению, мне сложно прокомментировать эти слова, но насколько я понимаю, речь идет о том, что ранее было легко выполнимым для людей, теперь стало вредным и может даже и не нужным.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s