Несколько парадоксов связанных с Ситой Деви

Накануне Рамачандра-виджайотсавы, победы Господа Рамы над могущественным демоном Раваной, хочу вкратце описать два небольших парадокса, связанных со Шри Ситой Деви.

В самом начале «Йуддха-канды» «Рамаяны» Вибхишана многократно пытается убедить Равану ради своего же блага вернуть Ситу Раме. Одно из его утверждений может показаться парадоксальным, если принять во внимание положение Ситы как Лакшми, Богини Удачи и Процветания:

йада̄ прабхр̣ти ваидехӣ сам̇пра̄птема̄м̇ пурӣм̇ тава |
тада̄ прабхр̣ти др̣ш́йанте нимитта̄нй аш́убха̄ни нах̣ ||

«Как только Сита появилась в твоем городе, здесь стали видны неблагоприятные знамения». («Рамаяна», 6.10.14)

После этого Вибхишана описывает Раване эти зловещие знамения, приносящие неудачу: жертвенный огонь не разгорается в пламя, из него сыпятся искры, клубится дым и образуется сажа. Вокруг жертвенных алтарей и мест для изучения Вед видны змеи, а в топленом масле для подношения в ягье — муравьи. Молоко сразу же свертывается, военные слоны слишком пассивны, а лошади издают мучительное ржание и не едят траву. У ослов, мулов и верблюдов текут слезы и выпадают волосы. Стаи ворон обсели все дома и издают жестокие звуки. Над городом все время кружат стервятники, а шакалы утром и вечером издают зловещий вой. У ворот города собираются плотоядные хищники и пронзительно рычат. Во избежание серьезных проблем, предвестниками которых являются эти знамения, Вибхишана настоятельно советует Раване вернуть Ситу Раме. Но Равана гордо заявляет «Об этом не может быть и речи! Этот Рама никогда не сможет выстоять передо мной в сражении!»

Эта ложная гордость Раваны, полностью опьянившая и ослепившая его, стала одной из причин его полного краха, о котором предупреждали просьбы Вибхишаны и плохие знамения в городе.

Кажущийся парадокс: Сита – всеблагая Богиня Удачи, обладающая всеми добродетелями (гунами). Как могло быть так, что Она стала причиной неудачи и недостатков (дош)?!

Господь – всеблагой, и Его внутренняя энергия, олицетворением которой является Шри Сита – имеет такую же всеблагую природу. Поэтому, хотя с внешней точки зрения Ее присутствие на Ланке стало причиной всевозможных неблагоприятных событий и знамений (а в конечном итоге — гибели Раваны и многих его приспешников, а также сожжения Ланки), в каком-то смысле можно сказать, что это также было благом для Раваны – он воочию увидел Раму и погиб от Его руки, из-за чего в следующей жизни родился Шишупалой и в конце концов получил освобождение. Но это, бесспорно, не было для него высшим благом – ведь вместо того, чтобы быть послушным слугой Господа Рамы и помогать Сите в Ее служении Ему, Равана попытался разъединить Их и забрать Ситу, Богиню Удачи, себе, чтобы наслаждаться Ею. Вследствие этого он поплатился всем, что имел, включая собственную жизнь. А ведь могло бы быть иначе – если бы он прислушался к советам и просьбам своего родного брата Вибхишаны, то с ним бы ничего не случилось и все бы закончилось очень благополучно. Так что даже Сама Лакшми, Богиня Удачи и Процветания, может стать причиной неудачи и полного разрушения для тех, кто относится к Ней или к Ее Повелителю неправильно.

Второй кажущийся парадокс описан в «Гаруда Пуране» (1.113.25):

карма̄н̣й атра прадха̄на̄ни самйаг-р̣кше ш́убха-грахе |
васишт̣ха-кр̣та-лагна̄пи джа̄накӣ дух̣кха-бха̄джанам ||

«Главным фактором в этом мире является карма человека — так Сита Деви вышла замуж в подходящую накшатру и во время влияния благоприятных планет, а великий мудрец Васиштха лично проводил все свадебные церемонии, но все равно Она не избежала несчастья».

Без объяснений ачарьев подобные места в священных писаниях было бы непросто понять. Этот стих содержится в «Брихаспати-самхите» — части «Гаруда Пураны», известной также как «Нити-сара» («Суть нравственных поучений»). В этой главе «Нити-сары» описано могущество кармы — последствий деятельности человека. Для того, чтобы «сгустить краски» и подчеркнуть её могущество, Сута Госвами (и Брихаспати) используют несколько очевидных преувеличений, одним из которых является и процитированный выше стих о Сите Деви. В той же главе есть еще несколько подобных утверждений (некоторые из которых я приведу ниже), но Шрила Джива Госвами предупреждает нас, чтобы мы не воспринимали их буквально. В своей «Кришна-сандарбхе» (глава 29) он обсуждает повествования, которые хоть и описаны в писаниях, но не соответствуют действительности и были поведаны для того, чтобы ввести в заблуждение людей, лишенных духовного понимания. Одним из таких повествований является история о черном и белом волосах Маха-Вишну, родившимся как Кришна и Баларама. В качестве примера того, что шастра иногда приводит такие вводящие в заблуждение описания Шрила Джива Госвами как раз ссылается на эту часть «Гаруда Пураны», где помимо всего прочего содержится и такой стих:

брахма̄ йена кула̄лаван нийамито брахма̄н̣д̣а-бха̄н̣д̣одаре |
вишн̣ур йена даш́а̄вата̄ра-гахане кшипто маха̄-сан̇кат̣е |
рудро йена капа̄ла-па̄н̣и-пут̣аке бхикша̄т̣анаṃ ка̄ритах̣ |
сӯрйо бхра̄мйати нитйам ева гагане тасмаи намах̣ карман̣е ||

«Поэтому я кланяюсь карме, которая заставляет Брахму работать подобно гончару внутри горшка этой вселенной; которая бросила Вишну в страдания, связанные с десятью перевоплощениями, которая заставила Рудру бродить и просить подаяния с черепом в руке; и из-за которой Солнце вечно блуждает по небу». (1.113.15)

Шрила Джива Госвами пишет:

итй а̄дау тасмаи намах̣ карман̣е ити га̄руд̣а-вачана̄т | кинту тат-пратипа̄дана̄йа ш́абда-са̄мйена чхалоктир эвейам |

«Так сказано в «Гаруда Пуране» — «Я предлагаю свои поклоны карме». Но для того, чтобы подчеркнуть это используются одинаковые слова, при этом сами утверждения несомненно ложны». («Кришна-сандарбха», 29).

Все ведические писания в один голос провозглашают — у Бога нет и не может быть кармы, так как Он — повелитель материи и не является одной из обусловленных душ. Он не страдает в результате своих деяний в прошлом и не наслаждается ими. Наоборот — это Он создает закон кармы, чтобы показать обусловленным живым существам, что материальный мир — не их родной дом.

Вот еще несколько примеров преувеличений из «Гаруда Пураны»:

эте те чандра-тулйа̄х̣ кшити-пати-танайа̄ бхӣмасена̄рджуна̄дйа̄х̣ |
ш́ура̄х̣ сатйа-пратиджн̃а̄ динакара-вапушах̣ кеш́авенопагӯд̣ха̄х̣ |
те ваи душт̣а-граха-стха̄х̣ кр̣пан̣а-ваш́а-гата̄ бхаикшйа-чарйа̄ṃ прайа̄та̄х̣ |
ко ва̄ касмин самартхо бхавати видхи-ваш́а̄д бхра̄майет карма-рекха̄ ||

«Бхима, Арджуна и другие Пандавы, сыновья правителя Земли, были красивы как Луна, могучие и преданные истине, а их тела сияли как Солнце. Их защищал Сам Господь Кришна. Но даже им пришлось столкнуться с бедностью и просить подаяния из-за дурного влияния планет. Кто тогда может что-то сделать если судьба заставляет человека блуждать в потоках кармы?»

да̄та̄ балир йа̄чакако мура̄рир да̄наṃ махӣ випра-мукхасйа мадхйе |
даттва̄ пхалаṃ бандханам эва лабдхаṃ намо ‘сту те даива йатхешт̣а-ка̄рин̣е ||

«Дающим был Бали Махарадж, а просящим — Господь Вишну, враг демона Муры. Отданным даром была сама Земля и все это происходило в присутствии лучших из брахманов. Но результатом пожертвования стало рабство. О Провидение! Я склоняюсь перед тобой — тем, кто поступает так, как пожелает». («Гаруда Пурана», 1.113.24-25).

Так что: 1) Для того, чтобы понять священные писания совершенно необходима помощь ачарьев; 2) Некоторые писания могут содержать преувеличенные утверждения.

«Веданта-сутра» (2.1.33) говорит: локават ту лӣла̄-каивалйам, что Шрила Джива Госвами объясняет как «деяния Господа в точности похожи на деяния обычных людей» («Бхакти-сандарбха», 320).

Хотя утверждение о т. н. «страданиях» Ситы Деви — преувеличение, так как Ее страдания были частью Их с Господом лил, тем не менее в нем содержится важный урок для нас: как бы мы ни пытались заранее просчитать все возможные ходы в этом мире, застраховаться от страданий и беспокойств и делать только самый лучший выбор, — все равно это никогда не гарантирует нам безоблачную жизнь в материальном мире. Поэтому, даже несмотря на то, что время свадьбы Ситы и Рамы было самым подходящим и выбрано великим знатоком джйотиш, Васиштхой Муни, который лично провел все благоприятные обряды, — все равно с внешней точки зрения Их семейная жизнь совсем не была спокойной и безоблачной.

Я уже как-то писал о «страданиях» в «Рамаяне» в статье О расах в «Рамаяне» и немного об аланкара-шастре. Там также поднимается вопрос о том, что если это действительно были страдания, то почему тогда великие преданные стремятся слушать о них и испытывают при этом великое блаженство.

ш́рӣ ш́рӣ сӣта̄-ра̄ма̄рпан̣ам асту

Реклама

Несколько парадоксов связанных с Ситой Деви: 5 комментариев

  1. Харе Крішна! Прийміть мої поклони! Вся слава Шрилі Прабгупаді! Я таке чув, що справжня Сіта була під охороною напівбога, а Равана вкрав копію Сіти, тож і удача навряд чи могла бути з Раваною, тим більше Він цим розгнівив Господа. Якщо не важко прокоментуйте це.

    Нравится

    • Прийміть мої поклони також, будь ласка. Дуже дякую за доречний коментар! Якраз в цьому й суть — як тільки ми неправильно використовуємо чи намагаємось насолоджуватися Сітою, яка є Лакшмі (Богинею щастя та процвітання), Вона відразу перетворюється на Майа-Сіту, Алакшмі (Та, що приносить негаразди). В цьому й парадокс з зовнішнього погляду — зовні не було помітно як Сіта перетворилася на Майа-Сіту.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s