О важности комментариев к священным писаниям (часть 4.1: «Кайвалья как цель ″Бхагаватам″»)

Предыдущие части: часть 1, часть 2.1, часть 2.2, часть 3.

В предыдущих записях мы говорили о невысказанных намеках, а также о Мохини-мурти. В одном из самых последних стихов «Шримад-Бхагаватам» содержится как раз такой невысказанный намек на то, что «Бхагаватам» несомненно действует как Господь в облике Мохини-мурти:

āди-мадхйāвасāнешу
ваирāгйāкхйāна-сам̇йутам
хари-лӣлā-катхā-врāтā-
мр̣тāнандита-сат-сурам

«В начале, середине и конце этот «Шримад-Бхагаватам», полный историй развивающих отрешенность, дарует блаженство святым преданным и полубогам своими различными повествованиями о деяниях Господа». (12.13.11).

Здесь прямо упомянуты суры, ’полубоги’, которым Бхагаватам приносит блаженство нектаром своих повествований о деяниях Господа Кришны. Невысказанный прямо намек состоит в том, что противники полубогов, то есть демоны (асуры), не получают этого нектара и блаженства и остаются обмануты.

Затем в следующем стихе сразу же проявляется Мохини:

сарва-ведāнта-сāрам̇ йад
брахмāтмаикатва-лакшан̣ам
ваств адвитӣйам̇ тан-ништ̣хам̇
каивалйаика-прайоджанам

«Это писание является сутью всей Веданты, потому что описывает единство Брахмана и атмана (индивидуальной души). «Бхагаватам» прочно утвержден в недвойственной сущности, а обретение кайвальи – его единственная цель». (12.13.12)

Этот стих – одно тех высказываний «Бхагаватам», которые могут сбить с толку неискушенного читателя. «Единственная цель этого писания – кайвалья, то есть полное слияние и единство!? И это после стольких утверждений, ставящих бхакти выше мокши?!». Некоторые из таких утверждений были описаны в предыдущей записи, вместе с объяснением истинных намерений Шукадевы Госвами. С ними стоит ознакомиться, чтобы лучше понять эту статью.

Что такое кайвалья?

«Каивалйа» происходит от слова ’кевала’, которое имеет следующие значения:  «один», «исключительный», «изолированный», «несвязанный», «единственный», «цельный», «беспримесный» (или как наречие: «только», «абсолютно» и т. п.).

Само слово ’кевала’ состоит из редкого глагольного корня кев, имеющего значение «служить» (кев[р̣] севане), и унади-суффикса ’[к]ала’ в значении деятеля («Унади-сутра» 1.101). То есть, чисто этимологически ’кевала’ – это «тот, кто служит не завися от других», «независимый», «не нуждающийся в помощи» (асахāйа). При этом устоявшееся словарное значение этого слова – ’единственный’, ’одинокий’, ’однородный’, ’чистый’.

’Каивалйа’ же указывает на состояние бытия, передаваемое словом ’кевала’. То есть: «отстраненность», «изолированность», «одинокость», «единственность», «исключительность», «чистота», «беспримесность».

Сам термин кайвалья очень характерен для школ санкхьи и йоги (а также для неведической традиции джайнизма). Также этот термин довольно часто употребляют в своих комментариях как сам Шрипада Шанкарачарья, так и его предтечи, в качестве синонима для окончательной мокши. Таким образом, термин кайвалья исторически приобрел ярко выраженный имперсональный оттенок.

Различные концепции кайвальи

Несмотря на то, что этим термином пользуются несколько школ древней Индии, в их концепции кайвальи есть некоторые нюансы.

Так, основополагающие писания школ санкхьи и йоги устанавливают своей высшей целью именно кайвалью. Но в атеистической санкхье ложного Капилы концепция кайвальи не описана четко, поэтому остается только догадываться и делать логические выводы о том, что последователи этой традиции имеют в виду под кайвальей, так как сохранившиеся тексты не дают непосредственного определения кайвальи. Предположение же о том, что такое определение существовало в более ранних работах, которые не дошли до нас, не имеет веских оснований, так как эти несохранившиеся труды были тщательно объяснены и расширены в более поздних работах. При этом эти тексты оперируют понятием кайвальи так, будто оно уже не нуждается в толковании. С другой стороны, в своей «Йога-сутре» Патанджали дает несколько определений кайвальи (в сутрах 2.25, 3.50, 3.55 и 4.34), но даже его определения не дают читателю исчерпывающего ответа на вопрос, что же происходит с душой по достижении кайвальи. Поэтому некоторые современные исследователи на основании имеющихся данных приходят к выводу, что кайвалья в санкхье и йоге – это окончательное избавление от страданий и связи с материей, а также вечное существование в таком неопределенном, пассивном, лишенном страданий состоянии, слегка похожим на буддийскую нирвану, в котором сознание хоть и продолжает существовать, но совершенно ничего не осознает. Другие же исследователи говорят, что санкхья и йога признают множественность пуруш даже после окончательного освобождения и что эти пуруши продолжают существовать в полностью изолированном друг от друга (и даже от своего разума) состоянии.

Как бы то ни было, самого факта, что система санкхьи атеиста Капилы не рассматривает Бога как некий существенный принцип и даже утверждает, что в Нем нет необходимости, так как «доказать его существование невозможно» (’ӣш́варāсиддхех̣’ «Санкхья-сутра» 1.92), а ведические тексты, которые Его упоминают, по мнению Капилы «на самом деле просто прославляют освобожденную душу или человека, достигшего совершенства в практике» (’муктāтманах̣ праш́ам̇сā упāсā-сиддхасйа вā’, «Санкхья-сутра» 1.95) – вполне достаточно, чтобы понять, что кайвалья в такой системе философии никак не связана с личностью Бога, так как сама система никак не связана с Ним.

Школа йоги Патанджали, с другой стороны, упоминает Бога и даже неоднократно предписывает предание себя Ему (’ӣш́вара-пран̣идхāна’ в «Йога-сутре» 1.23, 2.32 и 2.45). Из-за этого, а также из-за ее тесной связи с санкхьей, йогу иногда называют теистической санкхьей (сеш́вара-сāн̇кхйа). Но можно ли считать йога-даршану действительно теистической школой мы рассмотрим немного позже.

Школа майавады Шанкары понимает под кайвальей окончательное слияние пуруши (атмана) с Брахманом и их абсолютное отождествление. В его концепции кайвальи нет множественности пуруш, свойственной двум предыдущим школам.

Несмотря на все вышеописанное, само по себе слово ’кайвалья’ (в словарном значении) не обязательно имеет такое радикальное, «изолированное» или монистическое значение. Более того, даже определения кайвальи, данные в «Йога-сутре» Патанджали, не противоречат вайшнавскому учению об освобождении (если их не рассматривать в контексте всей «Йога-сутры»), что подтверждается тем, что Бхактивинода Тхакур и Шрила Прабхупада цитируют его последнее определение в своих комментариях к «Бхагавад-гите» 6.20:

пурушāртха-ш́ӯнйāнāм̇ пратипрасавах̣ каивалйам̇ сварӯпа-пратишт̣хā вā чити-ш́актир ити

«Высшее освобождение это возвращение гун, потерявших свою ценность для души, в их изначальное состояние, то есть когда энергия сознания утверждается в своей естественной природе (сварупе)». («Йога-сутра», 4.34).

Это определение каивальи вызывает ассоциацию с определением освобождения, данным в «Шримад-Бхагаватам» 2.10.6:

муктир хитвāнйатхā рӯпам̇ сварӯпен̣а вйавастхитих̣

«Освобождение — это утверждение в своей естественной природе (сварупе), оставив все другие отождествления и тела».

Подобным же образом описывает освобождение и Господь Капила, основатель теистической школы санкхьи, которое Он также называет кайвальей:

йадаивам адхйāтма-ратах̣ кāлена баху-джанманā
сарватра джāта-ваирāгйа āбрахма-бхуванāн муних̣

мад-бхактах̣ пратибуддхāртхо мат-прасāдена бхӯйасā
них̣ш́рейасам̇ сва-сам̇стхāнам̇ каивалйāкхйам̇ мад-āш́райам

прāпнотӣхāн̃джасā дхӣрах̣ сва-др̣ш́ā ччхинна-сам̇ш́айах̣
йад гатвā на нивартета йогӣ лин̇гāд виниргаме

«Когда мудрец таким образом в течение длительного времени и многих жизней привязан к медитации на атму и старается осознать себя с отрешенностью от всего, вплоть до высшей планеты вселенной, Брахмалоки, и становится Моим преданным, тогда такой непоколебимый йог, который своим духовным видением разрубил все сомнения, достигает высшего уровня развития сознания и по Моей милости легко достигает высшего блага — своего естественного состояния, то есть освобождения, которое также называют кайвальей и которое находится под Моим покровительством. Достигнув такого состояния и прервав связь с тонким телом, он больше не возвращается назад». (ШБ 3.27.27-29)

Кайвалья в традиции аштанга-йоги Патанджали

То, что Патанджали дает такое определение освобождения еще не значит, что его йога-даршана — полностью теистическая система. В своем автокомментарии к «Таттва-вивеке» (17) Шрила Бхактивинода Тхакур вкратце анализирует «Йога-сутру» и делает вывод, что ее нельзя по праву назвать теистической школой (сеш́вара-дарш́ана). Причина этого в том, что хотя при описании практики (сāдханы) Патанджали говорит о Боге и даже предписывает предание себя Ему, тем не менее, после этого он больше ни разу не вспоминает о Нем. Бхактивинода Тхакур пишет: «Читая эту шастру снова и снова, создается впечатление, что ишвара, описанный в главе посвященной садхане, есть некая вымышленная сущность (калпита-васту-виш́еша), которая воображается исключительно для достижения совершенства в поклонении. В [описании] стадии совершенства мы его больше не встречаем». Подобные аргументы также приводит и Веданта Дешика, критикуя йога-даршан в своей «Пара-мата-бханге» (39).

Затем в «Амрита-праваха-бхашье» к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 6.269) Шрила Бхактивинода Тхакур еще глубже анализирует концепцию кайвальи в учении Патанджали и показывает ее неприглядность. В этой части «Чаритамриты» Господь Чайтанья объясняет Сарвабхауме Бхаттачарье смысл слова ’мукти’, которое тот изменил на «бхакти» в стихе из «Бхагаватам» 10.14.8. Описывая причины своего решения изменить это слово в стихе «Бхагаватам», Сарвабхаума также сказал:

брохме, ӣш́воре сājуджйо дуи то’ прокāр
брохмо-сājуджйо хоите ӣш́воро-сājуджйо дхиккāр

«Существует две разновидности сайуджйа-мукти: слияние с сиянием Брахмана и слияние с самим телом Господа. Слияние с телом Господа еще отвратительнее, чем растворение в Его сиянии» (Мадхья 6.269).

В своем комментарии к этому стиху Бхактивинода Тхакур пишет:

«Есть две разновидности сайуджйибрахма-сайуджйа (растворение в безличном Брахмане) и ишвара-сайуджйа (растворение в теле Господа). По мнению ведантистов-майавади высшая цель души – брахма-сайуджйа, а по мнению последователей школы Патанджали состояние освобождения (кайвалья) – это ишвара-сайуджйа. Из этих двух видов сайуджйи ишвара-сайуджйа – куда более отвратительна. В брахма-сайуджйе при помощи безличного знания достигается имперсональная цель (нирвиш́еша-гати), но та кайвалья, которая обретается при помощи медитации на обладающего качествами Ишвару, — то есть растворение в Его теле – намного более деградированный результат из-за существующих впечатлений. В следующих сутрах показана вечность Ишвары, обладающего качествами:

клеш́а-карма-випāкāш́айаир апарāмр̣шт̣ах̣ пуруша-виш́еша ӣш́варах̣

«Ишвара (Бог) – это особая личность, незатронутая страданиями, кармой и ее созреваниями, а также подсознательными впечатлениями» («Йога-сутра» 1.24).

са пӯрвешāм апи гурух̣ кāленāнаваччхедāт

«Он также и учитель древних, ибо Он не ограничен временем».
(«Йога-сутра» 1.26).

Но затем в «Кайвалья-паде» (главе об освобождении) сказано:

пурушāртха-ш́ӯнйāнāм̇ пратипрасавах̣ каивалйам̇ сварӯпа-пратишт̣хā вā чити-ш́актир ити

«Высшее освобождение это возвращение гун, потерявших свою ценность для души, в их изначальное состояние, то есть когда энергия сознания утверждается в своей естественной природе (сварупе)». («Йога-сутра» 4.34).

Этой сутрой показано отсутствие иного пуруши, то есть Ишвары, по достижению совершенства. Делая вид, что он принимает прибежище у личностного принципа (савиш́еша-таттва), путь йоги в высшей степени жалкий и бесполезный (акин̃читкар). Смысл этого в том, что поскольку результат поклонения личностному принципу на пути йоги не является личностным, то такой результат становится крайне далеким и достойным осуждения». [Конец комментария Бхактивиноды Тхакура]

Скрытый истинный смысл слова ’кайвалья’

Итак, читая о том, что «кайвалья – это единственная цель ″Бхагаватам″», человек может подумать, что высшее благо состоит в том, чтобы раствориться в Брахмане или, как минимум, достичь «абсолютно обособленного» состояния, не связанного ни с чем вне самой души и несколько похожим на буддийскую нирвану.

Такому пониманию в какой-то мере косвенно способствует само значение слова ’кайвалья’ — «однородность», «единство», «абсолютная отделенность от всего», что на первый взгляд должно подразумевать отсутствие любого проявления двойственности.

Но на самом деле это совсем не так. ’Кайвалья’ лишь указывает на состояние ’кевалы’, то есть на беспримесность и исключительность. А ведь это есть не что иное как «чистое, беспримесное бхакти», описанное во всем «Шримад-Бхагаватам». Именно такое понимание ’кайвальи’ в обсуждаемом нами стихе «Бхагаватам» 12.13.12 будет последовательным, логичным и гармонично согласующимся с тем, что было описано в этой книге. Об этом говорит Шрила Джива Госвами в своем комментарии к этому стиху:

кевалах̣ ш́уддхах̣ | са ча проджджхита-каитаво йо бхактах̣, са эва дхармах̣ проджджхита-каитаво’тра парамах̣ итй уктатвāт | тасйа бхāвах̣ каивалйам, мокшāди-кāма-рахитā бхактих̣ | каивалйа-саммата-патхас тв атха бхакти-йогах̣ итй атра каивалйам итй эва самматах̣ пантхā йо бхакти-йогах̣ ити т̣ӣкā-кр̣дбхир вйāкхйāтатвāт | татра пантхā ити бхагават-прāптй-упāйа итй артхах̣ | сā бхактих̣ према-лакшан̣аива, тасйаива татра мукхйатвāт | тасмāт каивалйам̇ бхагават-премаива пурушāртхатвена пратипāдйам̇ йасйа тат | сāлокйа-шаршт̣и-сāмӣпйам итй āди вачана-вр̣ндебхйа ити ||

«Кевала значит «чистый». [Под словом] «чистый» имеется в виду человек, далеко отбросивший хитрость и обман, то есть преданный, потому что ранее было сказано в стихе 1.1.2: дхармах̣ проджджхита-каитаво’тра парамах̣ — «Здесь описано высшее занятие, лишенное всяческого обмана». Такое состояние называется кайвальей, то есть «преданностью, лишенной желания освобождения и проч.» и это подтверждается объяснением Шридхары Свами к стиху 2.3.12, где сказано «каивалйа-саммата-патхас тв атха бхакти-йогах̣» («но бхакти-йога есть одобренный путь к кайвалье»). Шридхара Свами говорит: «Слово ’кайвалья’ указывает на то, что несомненно одобренным путем является бхакти-йога». ’Путь’ означает «средство обретения Господа». Эта бхакти несомненно имеет качества премы, ибо према — главный вид бхакти. Поэтому, ’кайвалья’ это не что иное как любовь к Богу. «Бхагаватам» описывает ее как цель жизни. Это видно на примере таких утверждений как сāлокйа-шаршт̣и-сāмӣпйам и других («Преданные не принимают никакие виды освобождения, даже если Я им даю их, если в них не предполагается служения Мне», ШБ 3.29.13). [Конец комментария Дживы Госвами]

Примечательно, что в своем коментарии к процитированному здесь стиху 1.1.2 Шридхара Свами также косвенно ссылается на кайвалью:

кевалам ӣш́варāрāдхана-лакшан̣о дхармо нирӯпйата ити

«[В «Бхагаватам»] описывается лишь только дхарма, имеющая характерный признак поклонения Господу».

Цитируя этот же стих 12.13.12 в самом начале своей «Прити-сандарбхи», которая описывает высшую цель жизни — любовь к Богу, Шрила Джива Госвами еще более подробно объясняет, что такое кайвалья:

кевалах̣ ш́уддхах̣, тасйа бхāвах̣ каивалйам | тад экам эва прайоджанам̇ парама-пурушāртхатвена пратипāдйам̇ йасйа тад идам̇ ш́рӣ-бхāгаватам ити пӯрва-ш́лока-стхенāнвайах̣ | доша-мӯлам̇ хи джӣвасйа парама-таттва-джн̃āнāбхāва эветй уктам—бхайам̇ двитӣйāбхинивеш́атах̣ сйāд итй āдау, ӣш́āд апетасйа итй āдибхих̣ | атас тадж-джн̃āнам эва ш́уддхатвам ити каивалйа-ш́абдасйāтра пӯрвават тад-анубхава эва тāтпарйам |

«’Кевала’ значит «чистый», а соответствующее состояние называется ’кайвальей’ и она – единственная цель того писания, которое ставит ее своей темой, как высшее достижение в жизни, то есть «Шримад-Бхагаватам», прямо упомянутого в предыдущем стихе. Ранее было сказано, что корень всех недостатков души — это отсутствие знания об Абсолютной Истине, например в стихе 12.2.37: «Страх возникает из-за сосредоточения на вторичном объекте, материи» и «у отвернувшейся от Бога души». Из этого следует, что знание о Боге – это и есть состояние чистоты, а слово кайвалья имеет такой же смысл, как и в предыдущих стихах, где говорилось о знании, исполненном непосредственного осознания Высшей Истины» [конец фрагмента из «Прити-сандарбхи»]

Другими словами, когда душа не пребывает в кайвалье, то есть в чистоте или «беспримесности», то она неизбежно состредотачивается на чем-то, что имеет природу, отличную от природы Бога, то есть на противоположности духа — материи. Но когда ее сознание очищается от влияния материи и возвращается в естественное духовное состояние слуги Бога, лишенное каких бы то ни было примесей материи, то такая душа обретает кайвалью — «беспримесность» или «однородность» своего изначального состояния.

Шрила Джива Госвами продолжает:

атхавā каивалйа-ш́абдена парамасйа свабхāва эвочйате | йатхā скāнде—

«Также слово кайвалья несомненно может указывать на природу Всевышнего, как об этом сказано в «Сканда Пуране»:

брахмеш́āнāдибхир деваир йат прāптум̇ наива ш́акйате |
са йат свабхāвах̣ каивалйам̇ са бхавāн кевало харе ||

«О Господь Хари! Только Ты обладаешь той природой кайвальи, которую не могут обрести полубоги во главе с Брахмой и Шивой».

[Примечание: Господь есть кайвалья потому что Он совершенно духовен по Своей природе. Его не может коснуться даже тень скверны. Поэтому Его природа — кайвалья, то есть «беспримесная»].

квачит свāртхика-таддхитāнтена каивалйа-ш́абденāпи парама учйате | йатхā ш́рӣ-даттāтрейа-ш́икшāйāм̇

Иногда словом кайвалья называют Самого Всевышнего. В таком случае к слову кевала, указывающего на Господа, добавляется таддхита аффикс ’йа’ и получается слово ’кайвалья’, значение которого в данном случае остается тем же, что и у изначального слова ’кевала’ («чистый», «беспримесный»). Так, к примеру, это слово используется в наставлениях Даттатрейи:

парāварāн̣āм̇ парама āсте каивалйа-сам̇джн̃итах̣
кевалāнубхавāнанда-сандохо нирупāдхиках̣

«Господь существует как лучший среди возвышенных и обусловленных существ и Его знают под именем Кайвалья, потому что Он является средоточием чистого духовного блаженства и лишен любых материальных отождествлений». (ШБ 11.9.18).

татхāпй убхайатхаива тад-анубхава эва тāтпарйам | тат-свабхāвам эва вā | там эвāнубхāвайитум идам̇ ш́āстрам̇ правр̣ттам итй артхах̣ ||

В любом из этих двух случаев (когда под кайвальей имеется в виду ’чистота’ или ’Господь’) смысл заключается в том, чтобы осознать Его Самого или Его природу. И как раз для того, чтобы осознать и ощутить их и была создана эта шастра («Бхагаватам»)». [Конец фрагмента из «Прити-сандарбхи»]

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s