Господь Вамана, часть 1: Три явления

Из Восьмой Песни «Шримад-Бхагаватам» мы знаем о том как Верховный Господь, в облике прекрасного юного брахмана Ваманы вернул Индре райское царство, обхитрив при этом царя демонов Бали Махараджа. Попросив всего три шага земли, Господь Вамана увеличился до гигантских размеров и забрал у Бали все, что у него было, включая самого Бали – именно на его голову Господь Тривикрама сделал своей последний третий шаг, после того, как вторым своим шагом Он пробил оболочку вселенной и проявил Гангу в этой Вселенной.

Вамана – одно из главных воплощение Господа Вишну. Он – один из даша-аватар и упоминается в перечислении выдающихся воплощений в Первой и Второй Песнях «Бхагаватам» (1.3.19 и 2.7.17-18). В ходе своего рассказа Шукадева Госвами дважды обещает рассказать историю явления Ваманадева в скором будущем (в 5.24.27 и 6.18.9).

Господь Вамана одновременно относится и к лила-аватарам и к манвантара-аватарам – то есть Он приходит, чтобы показать Свои лилы – удивительные деяния, слушая о которых, человек избавляется от грехов и всего неблагоприятного; а также выполняет и «административную миссию» во вселенной во время правления седьмого Ману, Вайвасваты. Он остается здесь на всю его манвантару, то есть на все 306.720.000 лет, помогая ему управлять Вселенной и защищая ее от демонов. Так что несмотря на то, что Господь Вамана пришел около 94-92 миллиона лет тому назад (см. дальше), Он остался в этой Вселенной и даже сейчас поочередно присутствует в нескольких местах. Из «Шримад-Бхагаватам» (5.24.27), а также из «Брихад-Бхагаватамриты» (главы 3 и 4 первой книги), мы знаем, что Господь Вамана стал привратником Бали Махараджа на Сутале, где он правит. Также иногда Господь Вамана, будучи манвантара-аватарой, появляется и на Сварге, где живут его родители Кашьяпа и Адити, а также его брат Индра. Об этом также рассказано в «Брихад-бхагаватамрите» (вторая глава второй части).

Помимо этого, в своей «Лагху-бхагаватамрите», посвященной различным аватарам и проявлениям Господа (стихи 1.4.65-68), Шрила Рупа Госвами, ссылаясь на «Вишну-дхармоттара-упапурану» (1.5.23-24) и «Харивамшу» (2.70.37), описывает и другие обители Господа Ваманы в этой вселенной:

бхувар-локе ту васатир вāманасйа махāтманах̣ ||

«Обитель Великого Господа Ваманы – на Бхуварлоке.

тривикрамасйа васатис тапо-локе пракӣртитā |
татхāсйа брахма-лока-стхо дивйо нāрāйан̣āш́рамах̣ |
брахма-локопаришт̣āч ча нивāсо ’нена нирмитах̣ ||

Также сказано, что Господь Тривикрама обитает на Таполоке, а также в божественном Нараяна-ашраме на Брахмалоке, а также в обители, которую Он построил для Себя выше Брахмалоки».

хари-вам̇ш́е сурендрен̣а катхито йах̣ сураршайе ||
татхā хи харивам̇ш́е–
идам̇ бхан̇ктвā мадӣйам̇ ту бхагаван вишн̣унā кр̣там |
упарй упари локāнāм̇ адхикам̇ бхуванам̇ муне ||

«В «Харивамше» Индра, повелитель полубогов, сказал Нараде, мудрецу среди полубогов: «О могучий мудрец! Господь Вишну разрушил мою планету, а затем сотворил другую, лучшую, выше всех других планет».

Господь Вамана будет пребывать в нашей вселенной еще 186 миллионов лет до конца вайвасвата-манвантары.

В «Лагху-бхагаватамрите» (1.3.74) Шрила Рупа Госвами также утверждает, что Господь Ваманадева являлся трижды:

вāманас трир абхивйактам̇ калпе’смин пратипедивāн |
татрāдау дāнавендрасйа бāскалер адхварам̇ йайау ||
тато ваивасватӣйе ’смин дхундхор макхам асау гатах̣ |
адитау каш́йапāдж джāтах̣ саптаме ’сйа чатурйуге |
пратиграха-кр̣те джāтāс трайа эва тривикрамāх̣ ||

«Господь Вамана явился три раза в этот день Брахмы. Сначала, в свайамбхува-манвантару, Он посетил жертвоприношение, устроенное царем демонов по имени Баскали. Затем в текущую вайвасвата-манвантару Он пошел на жертвоприношение, проводимое Дхундху. После этого, в седьмой цикл юг этой же вайвасвата-манвантары, Он родился у Адити и Кашьяпы. Так Господь Тривикрама являлся три раза, для того чтобы принимать подаяние».

Все мы хорошо знакомы с третьим приходом Ваманадева, описанным в Восьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Два других Его явления описаны в других Пуранах — в «Падме» и «Вамане».

Все три явления Господа Ваманы имеют общую характерную деталь — Он во всех трех случаях просит три шага земли, увеличивается и отбирает у демонов миры, которые они себе присвоили. Первое явление Господа Ваманы очень похоже на третье, хорошо известное нам, и отличается от него только некоторыми деталями. Его описывает Пуластья Риши Бхишме в «Сришти-кханде» «Падма Пураны» (глава 30).

Первое явление

Когда-то давно, в одну из Сатья-юг свайамбхува-манвантары, демоны победили полубогов во главе с Индрой и подчинили себе все миры, включая райские. Самый могущественный из них, Башкали, сделал так, что все жертвенные дары получали асуры, а девам ничего не оставалось. Башкали получил благословение от Господа Брахмы из-за которого полубоги не могли его убить. Индра в смятении отправился к Брахме просить его как-то исправить ситуацию. Брахма, выслушав Индру, понял, что с Башкали не справится никто кроме Самого Вишну и стал медитировать на Него. Господь явился перед полубогами в Своем четырехруком облике и, выслушав их просьбы, сказал, что Башкали нельзя так просто убить, потому что Брахма даровал ему особое благословение. Но его можно связать, применив особый разум. «Я стану карликом-брахманом Индра попросит у Башкали три шага земли для Меня. Услышав его просьбу, Башкали готов будет отдать даже самого себя. После этого Я свяжу его и отправлю на Паталу». Как станет понятно из дальнейшего развития истории, Башкали, как и Бали Махарадж, был великим преданным Господа Вишну.

Сказав эти слова полубогам, Господь Вишну исчез и через некоторое время он проявился в лоне у Адити. Во время рождения Господа везде были проявлены все самые благоприятные признаки. Пуластья помимо всего прочего говорит следующее:

татах̣ правишт̣е кхалу гарбха-вāсам̇
нāрāйан̣е бхӯта-бхавишйа-йогāт |
винāпадам̇ прāпта-маноратхāни
бхӯтāни сарвāн̣и тадā бабхӯвух̣ ||

«Когда Господь Нараяна вошел в лоно Адити, то, благодаря соединению прошлого и будущего, все существа получили все желаемое без никаких сложностей». («Падма Пурана», «Сришти-кханда», 30.51).

После того как Господь Вамана родился Он вместе с Индрой отправились в обитель Башкали. Падма Пурана описывает ее в самых удивительных и красочных словах – там было проявлено все богатство, великолепие и произведения искусства, которые только есть в мире. Сам Башкала, хоть и был асуром, в совершенстве знал Веды и следовал ведической культуре. Увидев Индру, Башкала прославил его и спросил зачем он пожаловал к нему вместе с юным брахманом. Индра, показывая на Ваману, объяснил Башкале, что юный брахман пришел к нему и попросил три шага земли, чтобы установить на ней ягья-кунду и проводить жертвоприношения. Так как Индра все потерял, он был вынужден обратиться к Башкали, чтобы тот дал Вамане три шага земли.

Ответ демона Башкали на просьбу Индры восхищает своей самоотверженностью, благородностью и дхармой. Он стал всячески прославлять Индру и говорить о себе, как о жалком его подобии, не годящимся даже называться одной тысячной частью Индры. В конце он пообещал с радостью дать брахману все, чего он только попросит, включая свою жизнь, а не только три шага земли.

Но тут, как и в истории с Бали Махараджем, в разговор вмешался Шукрачарья и стал отговаривать Башкали давать Вишну в облике брахмана что бы то ни было, даже земли «в один пчелиный шаг». Но Башкали проявил свою природу преданного и сказал: «Если это действительно так и этот мальчик – на самом деле Сам Вишну, то моя жизнь увенчалась успехом и нет никого удачливее меня». С этими словами он отдал Вамане три шага земли.

Господь Вамана принял гигантский облик и сделал свой первый шаг, поместив правую стопу на солнце. Второй шаг он сделал на Дхрувалоку, а третьим пробил оболочку вселенной, из-за чего через отверстие в ней стала течь священная вода, которая омыла Брахмалоку, а за ней и все остальные планеты вселенной — включая Дхрувалоку и Солнце, после чего опустилась на землю в священное место под названием Пушкара Тиртха (в современном Раджастхане). Благодаря этому озеро Пушкара стало настолько священным, что просто видя его или совершая омовение в нем, человек получает плоды ашвамедха-ягьи. Священные воды, омывшие лотосные стопы Господа Тривикрамы, стали известны как Вишнупади или Ганга.

После этого Ваманадева сказал Башкали: «Дай мне сделать третий шаг». Но Башкали опустил голову и молчал, не зная что ответить. Вместо него заговорил Шукрачарья: «О Господь! Наша сила давать подаяния соответствует нашим способностям. Мы не можем сами ничего создать. Он уже отдал Тебе все землю, которая только была».

Тогда заговорил Башкали: «О Господь! Я отдал Тебе ровно столько земли, сколько Ты когда-то создал. Я не утаиваю себе нисколько. Земли мало, а Ты — длинный. Я не умею создавать землю. Сила Твоего желания будет всегда держать верх, о Господь».

Не приняв слова Башкали за удовлетворительный ответ, но видя, что он говорит правду, Господь Вамана сказал: «О царь демонов, проси у Меня исполнения любого своего желания».

Башкали попросил у Господа следующее:

бхактим̇ вр̣н̣оми девеш́а твад дхастāн маран̣ам̇ хи ме |
враджāми ш́ветадвӣпам̇ те дурлабхам̇ ту тапасвинāм ||

«О повелитель богов! Я прошу преданности Тебе, а также хочу быть убитым Твоей рукой. Я отправляюсь на Шветадвипу, труднодостижимую даже для великих аскетов».

Господь Вамана ответил: «Хорошо, оставайся там до следующей эпохи. Когда Я приду в облике Варахи, Я убью тебя когда ты предстанешь передо Мной».

После этого Башкали ушел, а Ваманадева отдал полубогам все три мира и исчез.

В следующей 31-й главе Пуластья в ответ на просьбу Бхишмы вкратце рассказывает ему о третьем приходе Господа — почему Вишну снова явился как Вамана и снова вернул полубогам три мира, на этот раз забрав их у Бали Махараджа.

Второе явление

Второе явление Ваманы описано в 78-й главе «Вамана Пураны» в беседе между тем же самым мудрецом Пуластьей и Нарадой Муни. Когда Пуластья рассказал Нараде о паломничестве Прахлады по святым местам, он также упомянул, что Прахлада ходил на даршан к Господу Тривикраме где-то недалеко от Ямуны. Нарада, услышав имя Тривикрамы, сказал: «Скоро Господь Вишну явится, чтобы занять все три мира и пленить Бали Махараджа. Расскажи мне, пожалуйста, как он раньше являлся в подобном облике и кого он пленил в прошлом?»

В ответ на вопрос Нарады Пуластья рассказывает историю демона Дхундху, сына Кашьяпы и Дану (то есть сводного брата Ваманадева). Дхундху, как и Башкала и другие демоны в прошлом, стал поклоняться Господу Брахме и выпросил у него благословение — он стал неуязвим для полубогов во главе с Индрой. Получив такое благословение Дхундху сразу же отправился на Сваргалоку, победил всех девов и захватил трон Индры. Полубоги вынуждены были оставить Сваргу и перейти на Брахмалоку. Когда Дхундху узнал о том, что полубоги обосновались на планете Брахмы, он в своей гордости собрал демонов и призвал их пойти войной на Брахмалоку и захватить ее также. Но демоны с испугом возразили ему:

«О царь! У нас нет такой скорости, чтобы попасть на Брахмалоку. Она очень далеко отсюда и путь на нее очень труден. На Махарлоке живет множество мудрецов, один взгляд которых может мгновенно испепелить всех демонов. На Джаналоке живут особые коровы, пыль от копыт которых разрушает нас, великих демонов. На Таполоке живут достигшие совершенства аскеты и мы не в состоянии выдержать даже тот воздух, который они выдыхают. А уже за этим миром находится ослепительно сияющая Сатьялока, на которой живет тот, кто даровал тебе свое благословение. Полубоги, пребывающие там, увеличивают продолжительность своей жизни и силу, слушая звуки Вед, которые там звучат. Эти же звуки сокращают демонов и их приспешников. Поэтому даже не думай о том, чтобы пойти туда».

Но Дхундху не успокаивался: «Как же туда можно попасть? Скажите мне, как Индра смог оказаться там?»

Демоны не знали ответ на этот вопрос и поэтому на него ответил их гуру, Шукрачарья: «Индра когда-то совершил сто жертвоприношений коня, благодаря чему заслужил себе место на Брахмалоке».

Услышав это, Дхундху обратился к демонам: «Пошли на землю! Мы будем совершать ашвамедха-ягьи по всем правилам и щедро раздавать пожертвования». Затем на берегу священной реки Девика Шукра посвятил Дхундху в ритуал ашвамедхи и ягья началась. Полубоги на Брахмалоке, увидев, что великий демон Дхундху совершает ашвамедху, обратились за защитой к Господу Хари. Господь успокоил полубогов и отправил их обратно на Брахмалоку, а сам, понимая, что Дхундху непобедим обычными методами и является дхармадхваджей (приверженцем строгого следования предписаниям писаний во вред себе или другим), решил пойти на хитрость. Он тут же принял облик мальчика-брахмана, Ваманы, и проявил Себя плывущим по воде реки Девики, и, как будто утопая в ней, то уходил под воду, то поднимался на поверхность. Когда демоны и их жрецы увидели его, то, прекратив ягью, сразу же побежали к реке спасать юного брахмана. Вытащив его на берег, они спросили у него: «Почему ты оказался в этой реке? Кто тебя бросил в нее?» Брахман ответил: «У моего отца было двое глупых и несчастных сыновей и я — младший из них. У него был богатый, роскошный дом и когда наш отец умер, я предложил своему старшему брату ″Давай разделим наследие пополам″, но мой брат сказал: ″У тебя нет никакого права на наследство, потому что горбатые, карлики, хромые, евнухи, прокаженные, сумасшедшие и слепые не имеют права получать свою долю наследства. Им можно только предоставлять место для жилья и сна, а также пищу″. Когда Я спросил у него на каком именно основании он лишает меня наследства, мой брат разгневался и с силой бросил меня в реку. Я не умею плавать и поэтому долгое время провел в воде, пока вы меня не спасли. Кто вы, мои лучшие друзья? И кто этот человек, сияющий как Индра?»

Услышав эти слова Ваманадева, брахманы рассказали ему, что они принадлежат к роду Бхригу и проводят ягью для главного из дайтьев, Дхундху. Затем, повернувшись к Дхундху, брахманы призвали его даровать спасенному брахману все возможные дары — дома, слуг, служанок, золото, лошадей, колесниц и слонов. Но Ваманадева ответил: «О царь демонов! Какой смысл снова давать мне те дары, которые у меня может забрать мой старший брат? Лучше раздай все это брахманам. А мне можешь дать только три шага земли, соответствующие моему росту. Я не способен защитить больше чем это».

Смеясь над просьбой брахмана, Дхундху сказал ему отмерить три шага земли, о которых он просил. Как только он сказал об этом, Вамана превратился в Тривикраму — гигантскую форму, в которой он убил демонов и поклонился мудрецам. Первым своим шагом он отмерил всю землю вместе с океанами и горами. Вторым шагом от пересек все небо вместе со Сваргалокой, Солнцем, Луной и звездами. Когда оказалось, что ему негде сделать третий шаг, то он, разгневавшись, упал на спину демона Дхундху, тяжелый как гора Меру. От его падения на поверхности Земли образовалась глубокая яма, в которую он вогнал демона и потом засыпал его сверху песком. После этого Индра получил свое царство обратно и полубоги снова стали править миром без никаких беспокойств. Господь, закопав демона в огромной яме на берегу Ямуны, снова принял свой облик и после этого исчез.

В «Вараха Пуране» (глава 43) упомянуто еще одно явление Ваманы, в день шукла-двадаши месяца Чайтра (март-апрель), когда он на короткое время явился перед царем Харьяшвой и благословил его на рождение сына. Но, исходя из подобных описаний «Вараха Пураны», можно сказать, что в ней речь идет о другом дне Господа Брахмы.

Третье явление

В третий раз Господь Вамана пришел на жертвоприношение, которое Бали, внук Прахлады Махараджа, устроил на берегу священной реки Нармада в месте под названием Бхригу-каччха (современный г.Бхаруч в Гуджарате). Выше я уже приводил слова Шрилы Рупы Госвами о том, что Ваманадева отобрал у Бали Махараджа все три мира в седьмую, вайвасвата, манвантару. «Матсйа Пурана» уточняет, что Он пришел в одну из Трета-юг Вайвасвата-манвантары:

бали-сам̇стхешу локешу третāйāм̇ саптамам̇ прати
тр̣тӣйе вāманасйāртхе дхармен̣а ту пуродхасā

«В седьмую Вайвасвата-манванатару, в Трета-югу, когда Бали Махарадж был повелителем всех трех миров, Господь пришел в третий раз, в облике Ваманы, а Дхарма выполнял обязанности жреца». («Матсйа Пурана» 47.240).

Его третье явление подробно описано в «Шримад-Бхагаватам» (Восьмая Песнь, главы 15-23), а также во многих других Пуранах, «Махабхарате» и «Рамаяне». Оно — самое известно из всех трех, а Бали Махарадж — самый известный преданный Господа Ваманадевы.

В «Падьявали» (53) и «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.265) Шрила Рупа Госвами прославляет его как того, кто в совершенстве преуспел в полном предании себя и стал олицетворением атма-ниведаны:

ш́рӣ-вишн̣ох̣ ш́раван̣е парӣкшид абхавад ваийāсаких̣ кӣртане
прахлāдах̣ смаран̣е тад-ан̇гхри-бхаджане лакшмӣх̣ пр̣тхух̣ пӯджане
акрӯрас тв абхивандане капи-патир дāсйе ‘тха сакхйе ‘рджунах̣
сарва-свāтма-ниведане балир абхӯт кр̣шн̣āптир эшāм̇ парā

«Махараджа Парикшит достиг высшего совершенства — прибежища лотосных стоп Кришны, — просто слушая о Господе Вишну. Шукадева Госвами достиг совершенства, декламируя „Шримад-Бхагаватам“. Махараджа Прахлада достиг совершенства, памятуя о Господе. Богиня процветания достигла совершенства, массируя лотосные стопы Маха-Вишну. Махараджа Притху достиг совершенства, поклоняясь Божеству, а Акрура достиг совершенства, вознося Господу молитвы. Хануман достиг совершенства, исполняя приказы Господа Рамачандры, а Арджуна достиг совершенства, поддерживая дружбу с Кришной. Махараджа Бали достиг совершенства, принеся всё в жертву лотосным стопам Кришны». (Процитировано также в «Чайтанья-чаритамрите» 2.22.136).

Также Шрила Рупа Госвами приводит Бали в качестве примера преданного, обладающего величайшей премой, любовью к Богу:

ан̣имāди-саукхйа-вӣчӣм авӣчи-дух̣кха-правāхам̇ вā |
найа мāм̇ викр̣тир на хи ме тват-пада-камалāваламбасйа ||

«Ты можешь испытывать меня соблазнами счастья мистических совершенств, начиная с анимы, или бросить меня в волны страданий в аду Авичи. Но это ничего не изменит во мне, принявшем прибежище у Твоих лотосных стоп». («Бхакти-расамрита-синдху» 3.2.82).

В своем комментарии к этому стиху Шрила Джива Госвами говорит, что эти слова произнес Бали Махарадж после того, как Господь Вамана наказал его, а потом даровал ему свою милость.

Сразу после этого Шрила Рупа Госвами приводит слова Кришны, которые он произнес Уддхаве после того как вернулся из обители Бали Махараджа:

рушāджвалита-буддхинā бхр̣гу-сутена ш́апто ’пй алам̇
майā хр̣та-джагат-трайо ’пй атанукаитавам̇ танватā |
вининдйа кр̣та-бандхано ’пй урага-рāджа-пāш́аир балāд
араджйата са майй ахо двигун̣ам эва ваирочаних̣ ||

«Хотя Бали был сурово проклят Шукрой, сыном Бхригу, разум которого пылал от гнева, и хотя Я отобрал у него все три мира, прибегнув к большому обману, и даже несмотря на то, что Я осуждал его и силой связал его веревками из змей – все равно любовь Бали, сына Вирочаны, ко Мне, увеличилась вдвое». («Бхакти-расамрита-синдху» 3.2.83).

Господь не мог не ответить на такую преданность и любовь Бали Махараджа. В «Дварака-махатмье» из последней книги «Сканда Пураны» описано, как однажды демоны напали на Кушастхали и Дурваса Муни по совету Нарады отправился на Суталу, чтобы попросить Господа Ваману защитить город. Но Господь Вамана ответил Дурвасе:

парāдхӣно ’сми випрендра бхакти-крӣто ’сми нāнйатхā |
балер āдеш́а-кāрӣ ча даитйендра-ваш́а-го хй ахам ||

тасмāт прāртхайа випрендра даитйам̇ ваирочанам̇ балим |
асйāдеш́āт каришйāми йад абхӣшт̣ам̇ тавāдхунā ||

«О лучший из брахманов, Я полностью зависим и Меня может купить только преданность и ничего другого. Я просто выполняю приказы Бали Махараджа и полностью подчинен ему, царю демонов. Поэтому, о лучший из брахманов, проси его, сына Вирочаны, и если он прикажет, то Я сделаю все, что ты хочешь». (Сканда Пурāн̣а 7.4.19.2–3. Эти стихи также цитирует Шрила Санатана Госвами в «Брихад-Бхагаватамрите» 1.4.13, прославляя Прахладу, чьим внуком был Бали).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s