Заметка об уходе старшей дочери Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Недавно я встретил в «Гаудия патрике», издаваемой Бхакти Прагьян Кешавой Махараджем, извещение об уходе первой дочери Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Я решил перевести его ради своего блага, а также блага тех, кто прочитает его.

Нирйан (Уход)

С особой болью сообщаем, что 15 Бхадра 1357 года по бенгальскому календарю, или 1-го сентября 1950 года, в четверг, в 20:05 вечера, обладающая великой преданностью первая дочь Ом Вишнупада Шри Шрилы Бхактивиноды Тхакура, драгоценного камня среди парамахамс, почтенная Шримати Саудамини Деви (Маджумдар) оставила этот мир. Для некоторых в обществе гаудия-вайшнавов она была объектом почтения как «старшая сестра» [«бородиди»], а для других — как «старшая тетя по отцу» [«боро пишима»]. Хотя она приходилась самой старшей сестрой великой драгоценности среди парамахамс, Джагад-гуру Ом Вишнупаду 108 Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру, она своим примером показывала всем грихастхам как в соответствии с шастрой родственники должны относиться к триданди-санньяси. Она всегда относилась к Шриле Прабхупаде с большим почтением, не считая его своим младшим братом, но обращаясь к нему «Шрила Сарасвати Тхакур». В этом мире не так много столь же мудрых женщин как она, так глубоко постигших писания бхакти. Она написала множество статей и стихов для газеты, которой все поклоняются, — «Саджджана-тошани», издаваемой Шрилой Бхактивинодой Тхакуром. Этим она предоставила прекрасные возможности женской половине населения изучать науку бхакти. Те, кто читали ее статьи и стихи, будь они женщиной или мужчиной, не могут не вознести ей хвалу. Прожив в этом мире больше восьмидесяти лет, она в своей семейной жизни показала всем пример для подражания, оказывая почтение и уважение и веря в садху, вайшнавов, санньяси и брахмачари. Из-за глубокой старости она провела последние несколько месяцев прикованная к постели, но, несмотря на это, она все время проводила в памятовании о Хари и о темах, связанных с Ним. Узнав о таком состоянии ее здоровья, мы несколько раз обрели удачную возможность получить ее даршан и общение. Она в полном сознании проводила все свое время, вплоть до последних минут, в беседах о Господе Хари. Ее единственный сын, уважаемый господин д-р Сиддхешвар Маджумдар все время пребывал рядом с ней в городке Найхати на берегу Ганги в округе 24-х Парганов, и там, всячески заботясь о ней, показывал пример того, как нужно служить матери-вайшнави. Мы молимся о том, чтобы доктор бабу, взяв пример со своей матери, дяди по матери [Шрилы Сарасвати Тхакура — прим. переводчика] и деда по матери [Шрилы Бхактивиноды Тхакура — прим. переводчика], еще больше продвинулся по духовному пути. Можно легко догадаться о том, что жизнь почтенной Шримати Саудамини Деви была исполненной преданности, ибо ее отец — Бхагиратх современного потока чистого бхакти, а брат — учитель всего мира, наделенный особыми полномочиями великий святой Шрила Прабхупада. Пусть же она из иного мира обильно прольет на нас свои благословения, чтобы мы могли обрести вечное служение Шриле Прабхупаде и Шриле Бхактивиноде Тхакуру. («Гаудия патрика» от 17 октября 1950 года, том 2, номер 8, стр.318).


К сожалению, нам известно очень мало о Шримати Саудамини Деви. В своей автобиографии Шрила Бхактивинода Тхакур пишет (стр.113), что она родилась 26 Ашвина 1271 года, что соответствует 11 октября 1864 г. в Джакпуре, в доме брата супруги Бхактивиноды Тхакура Бхагавати Деви. В это время Бхактивинода Тхакур работал в Чуаданге (совр. Бангладеш) и каждую неделю ездил в Ранагхат, смотреть за строительством своего первого дома. За шесть дней до рождения Саудамини в Бенгалии начался суровый шторм, который принес большие разрушения, из-за которых Бхактивинода Тхакур не мог приехать ни в Джакпур к своей жене, ни в Калькутту к своей матери и первому сыну Аннада-прасаду. Только через несколько дней ему удалось приехать в Калькутту и еще через несколько дней, уже в Калькутте, он получил письмо из Джакпура о том, что у него родилась дочь.

Далее, на стр.145 Шрила Бхактивинода Тхакура пишет:

«Я в большом блаженстве проводил свое время в Пури, развивая духовное знание, практикуя преданное служение и наблюдая за йатрами и другими праздниками. Какие только могут быть сомнения в том, что Шри Пурушоттама Кшетра это непосредственно сама Вайкунтха? Даже думать не хотелось о том, чтобы оставить это место и уехать отсюда, но моя дочь Саду уже взрослела и я взял отпуск на 3 месяца в ноябре 1874 года, потому что нужно было вернуться на родину и устроить ей свадьбу». Далее Тхакур описывает как в Ранагхате ему все никак не удавалось выдать свою дочь замуж и его отпуск подходил к концу. Из-за этого его перевели из Пури в Арарию (в совр. Бихаре). В конце 1875 года в Найхати Шримати Саудамини вышла замуж за Шримана Чаручандру Маджумдара (в это время Саудамини было 11 лет).

В прижизненной биографии Шрилы Сарасвати Тхакура «Сарасвати-джаяшри» (стр.187) один из его первых учеников, Парамананда Видьяратна, вспоминал, что когда он получил от Бхактивиноды Тхакура во сне приказ напечатать все песни из цикла «Шаранагати» отдельной книгой (я писал об этом в записи о Парамананде Прабху), то все расходы по печати по просьбе Шрилы Сарасвати Тхакура взяла на себя его самая старшая сестра, Саудамини Деви. В самом предисловии же к «Шаранагати» того издания (1918 года), Парамананда Прабху пишет, что все расходы оплатил ее сын, упомянутый выше, — Сиддхешвар Маджумдар. Судя по всему, они оба совместно сделали этот вклад в издание «Шаранагати».

На момент ухода Шримати Саудамини Деви было 86 лет.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s