Шри Камала-прасад Датта (1872-1958), третий сын Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Помимо опубликованного в предыдущей записи извещения об уходе старшей дочери Шрилы Бхактивиноды Тхакура, в «Гаудия-патрике» Кешавы Махараджа были опубликованы еще две интересные заметки, связанных с Шри Камала-прасадом Даттой, третьим сыном Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Эта и предыдущая статья о детях Шрилы Бхактивиноды Тхакура являются своего рода продолжением или, скорее, дополнением к циклу статей об учениках Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые встречались с Бхактивинодой Тхакуром.

В седьмом номере «Гаудия-патрики» третьего года издания от 17 сентября 1951 года было опубликовано письмо Шри Камала-прасада Кешаве Махараджу. Из его содержания становится известно, что Кешава Махарадж пригласил сына Бхактивиноды Тхакура на празднование ухода Тхакура и Ратха-ятры Господа Джаганнатхи. В ответ на это приглашение Камала-прасад написал письмо, которое Кешава Махарадж торжественно зачитал на большом праздновании вираха-махотсавы Шрилы Бхактивиноды Тхакура в Шри Уддхаран Гаудия Матхе в Чунчуре 4 июля 1951 года.

До этого ученик Шрилы Бхактивиноды, Кальяна-калпатару дас адхикари (Кумудканта Бхоумик) (Я упоминал его в описании первой встречи Джагадиша Бхактипрадипа с Бхактивинодой Тхакуром в 1910 году) прославил Тхакура в своей речи перед всеми собравшимися вайшнавами. Кальяна-калпатару Прабху рассказал о том, что современное общество гаудия-вайшнавов во всех отношениях находится в долгу перед Бхактивинодой Тхакуром:

«Если бы он не пришел в этот век, то современное сообщество образованных людей не стало бы стремиться к тому, чтобы понять что такое чистая вайшнава-дхарма. Кто бы нам объяснил простым, легко понятным бенгальским языком суть Шести Сандарбх — трудов Госвами, написанных на санскрите? Кто бы дал нам понимание безукоризненной науки вайшнава-дхармы, опровергнув заблуждения, такие как апа-сиддханта смарт и сахаджий? Кто еще так переживал о высшем благе подобных нам людей, ослепленных объектами чувственного наслаждения, чистейшим образом проповедуя любовь к святому имени?
Показывая пример своей жизнью, он проповедовал своими книгами, такими как «Харинама-чинтамани», и многочисленными статьями, такими как «Шри Нама-хатта», что дживы Кали-юги могут обрести полное удовлетворение и удачу только лишь в громком киртане спасительной духовной вибрации — маха-мантры, состоящей из шестнадцати имен и тридцати двух слогов, в соответствии с утверждением «гаура йе ш́икхāла нāма сеи нāма гāо» -«пойте то имя, которое учил вас петь Гаура» [«Према-виварта», 4.12], оставив различные вымышленные песенки и бессмысленные рифмовки, оскверненные расабхасой и полные противоречия истинным выводам священных писаний, а также стишки, выдуманные бессовестными людьми. В этом мире очень редко можно встретить столь же отважного и могущественного ачарью, как он».

После Кальяна-калпатару Прабху свои речи произносили еще несколько преданных, а в конце слово взял сабхапати, Кешава Махарадж и прочитал письмо Камала-прасада Датты.

Ш́рӣ ш́рӣ годрумачандрāйа намах̣

181, Рамеш Датта стрит
почтовое отделение: Бидон Стрит,
(Каликата — 6)
Понедельник, 2 июля, 1951 г.

ш́рӣваишн̣ава-чаран̣е дан̣д̣ават-пран̣ати пурах̣сара ниведанам етат—
(«Извещаю следующее, предварительно предложив дандават лотосным стопам вайшнава» — распространенная санскритская формула в письмах вайшнавов).

Получив вовремя ваше милостивое письмо-приглашение, я был чрезвычайно обрадован и выражаю вам свою особую благодарность за него. Я был очень счастлив узнать, что вы устроили одиннадцатидневное празднование ухода Шримад Бхактивиноды Тхакура и Ратха-ятры Шри Шри Джаганнатхадева, начинающееся с 4 июля 1951 года. Я молюсь перед Господом, чтобы все это прошло с полным успехом.
Я прошу вас о милости простить меня за то, что не смогу принять участие из-за нездорового состояния тела и ума, вызванного различными болезнями и старостью. Я надеюсь, что Господь дарует чистейшее блаженство, украсив этот праздник полным успехом. Описания этих празднований будут опубликованы в вашей газете и я смогу узнать о них во всех подробностях.
Эти благоприятные приготовления, сделанные Шри Уддхаран Гаудия Матхом Шри Гаудия Веданта Самити, даруют огромное блаженство всем, поэтому я выражаю свои самые искренние наилучшие пожелания всем членам Шри Уддхаран Гаудия Матха.
Все желают того, чтобы все обрели бхакти благодаря подобным фестивалям. Эта деятельность принесет большую удачу в исполнении приказа Шри Шримана Махапрабху. Прошу простить меня за плохой почерк.
Ити —

Молящийся о милости вайшнавов низкий слуга слуг вайшнавов,
Шри Камалапрасад Датта.

Страница из «Гаудия-патрики» с письмом Шри Камала-прасада

Зачитав это письмо, Кешава Махарадж сказал: «Получив письмо от уважаемого Шри Камала Бабу и получив непосредственное общение с учеником Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Кальяна-калпатару Прабху, в день ухода Тхакура, мы считаем, что сегодня нам выпала особая удача».

К сожалению, как и в случае с другими детьми Шрилы Бхактивиноды Тхакура, нам известно совсем немного о его третьем сыне, Камала-прасаде (я уже описывал некоторые общие сведения о детях Бхактивиноды Тхакура в записи о Шримати Бхагавати Деви).

Сведения из автобиографии Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Шрила Бхактивинода Тхакур несколько раз упоминает Камала-прасада в своей автобиографии. Так, на стр.145 он пишет:

«В Пурушоттама-кшетре я несколько раз менял место жительства. В конечном итоге я стал жить в съемном доме Рамчанды Адхьи¹. Ночью 16 Магха 1278 года [28 января 1872] в съемном доме Кали Чаудхури на Шраддха Бали² родился Камала Прасад. А 25 Магха 1280 [6 февраля 1874] в съемном доме Рамчанды Адхьи родился Бимал [будущий Бхактисиддханта Сарасвати]. Все благоприятные церемонии для их обоих такие как анна-прашана и другие были проведены с прасадом Господа Шри Джаганнатхи».

Примечания:

  1. Дом Рамчанда Адхьи находился прямо на главной улице Пури, по которой проходит Ратха-ятра, в 500 метрах от храма Господа Джаганнатхи. Сейчас там, на месте рождения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, находится Шри Чайтанья Гаудия Матх, основанный там благодаря невероятным усилиям Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа, который к столетию Шрилы Сарасвати Тхакура в 1974 году сумел выкупить этот участок и находящиеся на нем строения у множества совладельцев и начать поклонение на этом святом месте.
  2. Шраддха Бали — это уже почти никому не известное название местности в Пури приблизительно посредине между храмами Джаганнатхи и Гундичи. Раньше (в 13 веке) в этом месте текла река Малини и поэтому Ратха-ятра проводилась на шести колесницах в два этапа: сначала до реки, после чего Божеств переправляли на лодках через реку, — и уже после реки до храма Гундича на других колесницах. Усилиями царицы по имени Шраддха, жены Махараджа Нрисимхадева, построившего известный мост Атхаранала, был построен мост через реку Малини, которая разделяла главую улицу Пури, чтобы Ратха-ятра могла проходить беспрепятственно. Также Шраддха Деви улучшила состояние берегов реки Малини, чтобы колесницы могли свободно передвигаться по песку. С тех пор эти пески стали называть ее именем — бали на одия и бенгали означает «песок». Со временем этим именем стали называть саму местность, где протекала река Малини — Шраддха Бали. Это название сохранилось вплоть до времен Бхактивиноды Тхакура, хотя от реки уже не осталось и следа.

Таким образом, Камала-прасад был ровно на два года старше Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Вверху (слева-направо): Бимала-прасад, Варада-прасад, Бхактивинода Тхакур, Кришна-винодини, Кадамбини, Бхагавати Деви.
Внизу: Камала-прасад, Шайладжа-прасад, неизвестный внук, Хари-прамодини. По краям на переднем плане сидят двое внуков.

На этой фотографии Камала-прасад сидит слева прямо перед сидящим выше Бимала-прасадом (будущим Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром). Они единственные на этом фото кто не смотрит в камеру.

Далее на стр.161 Бхактивинода Тхакур описывает еще одно событие связанное с Камала-прасадом:

«[в 1881] Когда я жил в Нараиле я очень близко общался с комиссаром Пикоком. В это же время у Камала возникла катаракта на глазу. Господин Пикок приложил все усилия к тому, чтобы убрать эту катаракту. Я обратился к доктору Сандерсу, чтобы он вырезал ее. Доктор Сандерс тогда был новоприезжим в Калькутте. Он не был сильно жадным. Он взял за работу 50 рупий лично себе и еще 10 своему помощнику-доктору. Он показал хорошее мастерство в устранении катаракты. Глаз Камала излечился, но зрение в этом глазу не усилилось».

Одно из самых знаменательных событий, связанных с Камала-прасадом, произошло когда ему еще не исполнилось шестнадцати лет: вместе со своим отцом, Шрилой Бхактивинодой Тхакуром он стал свидетелем трансцендентного феномена на месте рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Вот как его описывает Тхакур в своей автобиографии (стр.181):

«[в декабре 1887] Я каждую субботу ездил в Навадвипу [из Кришнанагара] и разыскивал места игр Господа, но совершенно ничего не находя, я очень сильно расстраивался. Современные люди Навадвипы знают только свои желудки. Они не прилагают совершенно никаких усилий по отношению к тем местам, где Господь проявлял свои деяния. Однажды поздним вечером мы с Камалом и еще с одним офисным работником поднялись на крышу [дхармашалы, где остановились] и стали смотреть вокруг. Было 10 часов вечера и все было окутано тьмой и облаками. Вдруг на том берегу Ганги, с северной стороны я увидел сияющий дворец. Когда я спросил у Камала, то он сказал, что у него было точно такое же видение. Когда я спросил у клерка, то он ответил, что абсолютно ничего не видел. Я был очень удивлен. Утром я внимательно осмотрел эту местность с крыши дома Рани и увидел, что в том месте растет дерево тал (пальмира). Когда я расспросил других людей, то они мне рассказали, что это место называется «Баллал-дигхи» и там находятся остатки крепости Лакшмана Сена [царя Бенгалии в прибл. 1178-1206 гг.]. В тот понедельник я поехал в Кришнанагар, но уже в следующую субботу я отправился в Баллал-дигхи. Там, ночью у меня еще раз было то же самое удивительное видение и на следующий день я пешком обошел все эти места и рассмотрел их. Расспросив местных старожилов, я узнал, что это место и есть место рождения Шримана Махапрабху. Постепенно я увидел все те деревни и поселения, которые описаны и упомянуты в «Парикрама-паддхати» и «Бхакти-ратнакаре» Нарахари Тхакура, а также в «Чайтанья-бхагавате».

Последнее упоминание о Камала-прасаде в автобиографии Бхактивиноды Тхакура связано в его женитьбой (стр.199):

«[в 1893] Когда мы жили в Сасараме [в совр. Бихаре] в месяце Шраван (июль-август) состоялась свадьба Камала» [еще одно свидетельство, что в индийском обществе вивахи не были запрещены в чатурмасью — см. отдельную статью об этом]. Ему в то время шел 21-й год.

Шри Камала-прасад на службе у царей Трипуры

Несмотря на развившуюся в таком раннем возрасте катаракту и перенесенную в девять лет операцию, Шри Камала-прасад всю жизнь прослужил при дворе царей Трипуры, занимая разные высокие должности — от главного бухгалтера царства до личного секретаря царя (которую он занимал дольше всего — с 1929 и вплоть до выхода на пенсию в 1942 г.). За время его службы в Трипуре сменилось четыре царя.

Бир Чандра Маникья (1862-1896)
Радха Кишор Маникья (1896-1909)
Бирендра Кишор Маникья (1909-1923)
Бир Викрам Кишор Маникья (1923-1947)

 

 

 

 

 

 

Из находящихся в открытом доступе «Отчетов по управлению княжеством Трипура» мне удалось найти некоторые сведения о должностях, которые Шри Камала-прасад занимал за последние двадцать лет своей службы при дворе царей Трипура. Вот несколько из них (здесь приведены только годы, которые удалось подтвердить в архивах, что, разумеется, означает, что он мог занимать эти должности намного дольше указанных периодов):

  • Глава департамента государственных сборов с 1920 г.
  • Глава регистрационного департамента, главной бухгалтерии царства и судебного департамента в 1920-1924 гг.
  • Судья в дополнительных сессиях в 1925-26 гг.
  • Секретарь Законодательного Совета с 1927 г.
  • Главный судья в 1928 г.
  • Личный секретарь царя с 1929 по 1942 гг.
  • Глава Военного департамента в 1933-1938 гг.
  • Секретарь Государственного совета, правящего Трипурой во время отъезда царя в Европу в 1929 году.

С мая по сентябрь 1936 года царь Трипура Бир Викрам Кишор Дев-варман Маникья Бахадур (которому в то время было всего 28 лет) был во второй раз в Европе, где он посетил Францию, Швейцарию, Англию, Германию, Австрию и Италию и встретился с королем Эдуардом ВИИИ, а также с Адольфом Гитлером и принял участие в открытии 11-х олимпийских игр в Берлине. Во время отсутствия царя и его главного министра Шри Камала-прасад Датта фактически занимал почти все самые ответственные должности по управлению Трипурой.

Примечательно, что по возвращению царя из Европы 10 сентября 1935 в Бомбейском порту его встречали представители бенгальской общины Бомбея во главе со Свами Б. Х. Бон Махараджем. Через три недели после этого Бон Махарадж посетил царя в его столице, Агратале, но об этом позже.

Также Камала-прасад был членом Королевского Экономического Общества и Королевского Азиатского Общества.

В «Объединенном отчете по управлению княжеством Трипура за 1940-1943 гг.» (стр.17) указано, что Рай Деван Камала Прасад Датта Бахадур, главный секретарь Его Величества ушел на пенсию 1 Ашадха 1352 года по трипурскому календарю (что соответствует 15 июня 1942 года), после сорока лет службы (хотя на самом деле он прослужил больше — около пятидесяти лет). За несколько месяцев до этого ему исполнилось 70 лет.

Камала-прасад и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур на службе у царя Трипуры

В «Шри Бхактисиддханта Вайбхаве» (том. 1, стр.21-23) Шрила Бхакти Викаша Свами пишет:

«Когда Шри Сиддханта Сарасвати прекратил учебу в колледже, он некоторое время жил дома, записывая под диктовку классический труд Шрилы Бхактивиноды Тхакура, «Джайва-дхарму», которая должна была вскоре выйти в свет. Царь Трипуры, Махараджа Бир Чандра Дева-варма Маникья Бахадур, попросил Бхактивиноду Тхакура посетить столицу штата, Агарталу, и Тхакур исполнил просьбу царя, посетив ее в июле 1895 года вместе с Шри Сиддхантой Сарасвати. В каждый из четырех дней, проведенных там, Шрила Бхактивинода Тхакура давал лекции в царском дворце и его уникальные беседы о нама-таттве и чайтанья-лиле покорили царя и его придворных пандитов. Шри Сиддханта Сарасвати считал неправильным, чтобы его обеспечивал отец, поэтому третий сын Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шри Камала-прасад, который был деваном Махараджа Бирчандра-дева, представил царю Шри Сиддханту Сарасвати и царь вслед за этим нанял его в качестве помощника редактора «Раджа-ратнакары», сборника биографий правителей Трипуры. Исполняя эту службу, Шри Сиддханта Сарасвати пользовался возможностью изучать книги в царской библиотеке.

Шри Сиддханта Сарасвати совершал различные виды услуг для царской семьи до 1905 года, когда он, раздраженный распространившейся и, судя по всему, неисправимой завистью, злобой и безнравственностью в государственных учреждениях, он отказался от такой службы. [Судя по всему, с 1901 года, после того как он сопровождал Шрилу Бхактивиноду Тхакура в Пури, он почти полностью отказался от государственной службы]. Тогда царь, Шри Радха-кишор Маникья Бахадур, предложил Шри Сиддханте Сарасвати полную пенсию, которую он принимал до 1908 года, но потом отказался и от нее. Позже цари Трипура начали предоставлять ежемесячное денежное содержание храму Йога-питха в Маяпуре».

В своем личном дневнике Шрила Сарасвати Тхакур довольно часто упоминает письма от Камала-прасада, например, во второй половине 1904 года они переписывались практически еженедельно.

Царь Трипура на открытии нового храма в Маяпуре

20 марта 1935 года в день Гаура Пурнимы царь Трипура Бир Викрам Кишор Дев-варман Маникья Бахадур по приглашению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура посетил Маяпур и принял участие в открытии нового храма на месте рождения Господа Чайтаньи и в установлении Божеств в нем.

В своей речи царь сказал:

«Уважаемый Сарасвати Махарадж и джентьмены!
Я давно хотел посетить это святое место, центр образования в Бенгалии, что стало возможным благодаря вашему приглашению и милости Верховного Господа. Наша линия включена в сообщество гаудия-вайшнавов и, соответственно, место рождения и деяний Шримана Махапрабху очень дороги мне. Около 43 лет тому назад мой прадед священной памяти Махарадж Бир Чандра Маникья Бахадур помогал в возведении дома Верховного Господа в Шридхам Маяпуре. Мой почтенный дед Махарадж Радха Кишор Маникья Бахадур установил Шри Шри Радха-Мадхава-джиу в этом месте. Поэтому я с большим удовлетворением присоединяюсь к церемонии открытия этого величественного Храма и я высоко ценю настроение служения Шри Сакхи-чаран Райа Бхактивиджайа, щедрого дарителя новопостроенной огромной святыни». (цитируется по «Хармонист» от 31 марта 1935г., том 31, номер 15, стр.345).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Махараджа Трипуры в Маяпуре 20 марта 1935 г.

Хотя среди сопровождающих царя, перечисленных в «Хармонисте», нет имени Камала-прасада, но зато есть имена Рабиндранатха Датта и Саумьендранатха Датта, которые, скорее всего, указывают на его двух сыновей. Из доступных в открытом доступе правительственных отчетов царства Трипуры явствует, что в 1920-30 гг. Камала-прасад практически не выезжал из Трипуры, в год отлучаясь не больше чем на неделю. Поэтому он не сопровождал царя в его поездках и поэтому его не было в Маяпуре на открытии Адбхута Мандира в Маяпуре.

Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура при дворе царя Трипуры

В одном из выпусков «Хармониста» (том 32, номер 5 от 7 ноября 1935 года) было опубликовано описание того, как один из первых проповедников чистого послания Господа Чайтаньи на западе, Шримад Бон Махарадж, посетил царя Трипуры в октябре 1935 года вместе с первым европейским последователем Шрилы Сарасвати Тхакура, господином Эрнстом Георгом Шульце (впоследствии Садананда дас брахмачари). В первый день они оба дали тематические лекции перед почтенным собранием, а на следующий день в 12:45 личный секретарь царя, Камала-прасад Датта, вместе с военным секретарем, провели гостей в покои царя и представили их ему лично. Свами Бон передал царю благодарность лондонского отделения Гаудия Миссии от имени лорда Зетланда за его выдающееся покровительство Миссии. Затем он рассказал царю о деятельности Гаудия Матха в Англии и центральной Европе и передал ему просьбу ачарьи Гаудия Матха возвести первый Индуистский Храм в Лондоне и дом для распространения духовной культуры Индии на западе. Царь выслушал просьбы Свами и после обеда выразил ему свое согласие оплатить все расходы связанные с возведением лондонского храма Гаудия Матха и помочь с сбором средств для постройки постоянного дома и обретения подходящего места под лондонский Матх. На следующий день во время их отъезда Свами Бона и господина Шульце провожали главный секретарь, личный секретарь царя [Камала-прасад Датта] и военный секретарь.

Уход Шри Камала-прасада Датты

В «Гаудия патрике» от 12 февраля 1959 года (том 10, номер 12, стр. 422) была напечатана заметка об уходе Шри Камала-прасада Датты:

Деван Бахадур Камалапрасад отошел в иной мир

«С большой болью сообщаем, что пуджьяпад Деван Рай Камалапрасад Датта Бахадур, М.А. [магистр гуманитарных наук], Б.Л. [бакалавр юридических наук] маходай оставил этот мир 1 декабря 1958 года и перешел в мир иной. На момент смерти ему было 87 лет. 11 декабря прошлого года, на одиннадцатый день от его ухода, его достойные сыновья, уважаемые Рабиндранатх Датта (МА, БЛ) и Саумьендранатх Датта (МА, БЛ) совершили все необходимые церемонии, связанные с его уходом в иной мир, в «Бхакти-бхаване», доме номер 181 по улице Маниктала (сейчас ул. Рамеш Датты) в Каликате.
С мирской точки зрения Рай Бахадур Камала Прасад был третьим сыном Шрилы Бхактивиноды Тхакура в его грихастха ашраме. Он служил деваном при дворе царя Трипуры. Уйдя на пенсию после службы он провел последнюю часть своей жизни в своем доме, «Бхакти-бхаване». Его особым образом привлекал стиль проповеди джагад-гуру Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады и он всячески помогал Шриле Прабхупаде, заметив его сверхчеловеческие гениальные способности еще до того, как он принял санньясу. Более того, Шрила Прабхупада вплоть до самых последних минут перед своим уходом вспоминал по имени Камала Бабу и выражал свою глубокую благодарность ему. Он показывал свою большую радость от проповеднической деятельности Шри Гаудия Веданта Самити и преподнес основателю и махараджу-главе этого собрания несколько старинных статей Шрилы Бхактивиноды Тхакура для публикации в «Шри Гаудия-патрике». Эти статьи, данные им, мы опубликовали в нашей газете. Он был одним из главных поборников убеждений и примера Шри Веданта Самити в проповеди послания Шрилы Прабхупады и Шрилы Тхакура Бхактивиноды. С его уходом мы считаем себя лишенными поддержки. Пусть он с иного мира бросит на нас свой взгляд, полный любви, — такова наша мольба».

Примечание: деван бахадур — это звание высокопоставленного служащего из близкого окружения царя в региональных царствах колониальной Индии.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s