Господь Вамана, часть 3: Его имя, облик, качества и деяния

Значение имен Господа Ваманы

Самые известные имена Господа в этом воплощении — Вамана, Тривикрама, Урукрама и Упендра.

«Вамана» буквально означает «человек низкого роста» или даже «карлик». Но Господь в этом облике одновременно и «низкого роста» и «больше всех». Придя как Вамана, маленький брахман, Господь сразу же стал Тривикрамой, приняв гигантский облик, в котором Он не помещался во всей вселенной.

Шрила Джива Госвами использует имена Господа Ваманы в своей «Хари-намамрита-вйакаране», где он называет краткие гласные «ваманами», а соответствующие им долгие гласные — «тривикрамами» (поэтому, одновременно с изучением грамматики по методу Дживы Госвами, человек вместо простых грамматических терминов храсва («короткий») или диргха («долгий»), также повторяет имена Господа и получает духовное благо).

Вриндавана-чандра Таркаланкара в своем комментарии к описанию Господа Ваманы из «Шримад-Бхагаватам» (1.3.19), процитированном в «Лагху-бхагаватамрите» (1.3.72), так объясняет его имя:

душт̣āн̣āм̇ мадам̇ вāмайатӣти вāманакам̇ рӯпам̇ храсвам̇ вā

«[Господь принял] облик Ваманы, потому что Он заставляет грешников вырвать наружу их опьянение, а также потому что Он был низкого роста». (Тем, кто занимается йогой известна процедура вамана-дхаути, рвоты, искусственно вызванной для очищения организма).

Парашара Бхатта, сын Куреши и ученик Рамануджачарьи, комментируя имя «Вамана» в «Вишну-сахасра-наме», дает следующее толкование Его имени:

др̣шт̣йā сва-кāнтйā вāмāни сукхāни найатӣти са вāманах̣

«Своим видом и Своим сиянием Он дарует счастье, поэтому Он известен как Вамана».

«Тривикрама» означает «Тот, кто особым образом переступил через все три мира» или «Тот, кто сделал три гигантских шага».

Значение имени Урукрама объясняет Санатане Госвами Сам Господь Чайтанья Махапрабху в «Чайтанья-чаритамрите» (2.24.19-20):

’урукрама’-ш́абде кахе, бад̣а йāн̇ра крама
’крама’-ш́абде кахе еи пāда-викшепан̣а

«Слово урукрама указывает на того, чей шаг [крама] огромен. Слово крама означает „выбрасывание ноги вперед“, то есть „шаг“».

ш́акти, кампа, парипāт̣ӣ, йукти, ш́актйе āкраман̣а
чаран̣а-чāлане кāн̇пāила трибхувана

«Крама означает также „сила“, „дрожание“, „систематический метод“,„довод“ и „резкий боевой выпад“. Так, Вамана заставил трепетать все три мира».

В своем комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:
«Уру означает «очень большой», а крама — «шаг». Когда Господу Ваманадеве были дарованы три шага земли, Он тремя шагами покрыл всю вселенную. Этим подвигом Шри Ваманадева, воплощение Господа Вишну, заставил задрожать все три мира, и потому Его называют Урукрамой».

«Упендра» может означать «младший брат Индры» или «Тот, кто помогает Индре».

В «Лагху-бхагаватамрите» (1.5.77) Шрила Рупа Госвами цитирует «Харивамшу» (2.9.46), где сам Индра дает еще одно толкование имени Упендра:

мамопари йатхендратвам̇ стхāпито гобхир ӣш́варах̣
упендра ити кр̣шн̣а твāм̇ гāсйанти диви деватāх̣

«О Кришна! Поскольку коровы утвердили Тебя как настоящего Индру [царя], находящегося даже надо мной, то полубоги на небесах прославляют Тебя как Упендру [упари+индра]».

Господь Вамана в раса-шастре

В комментарии к парибхаше всего «Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает какие качества Господа больше всего проявляли различные аватары. О Вамане он говорит так:

баларāмо мохинӣ ча вāманах̣ ш́рӣ-прадхāнакā

«Баларама, Мохини-мурти и Вамана прежде всего продемонстрировали красоту Верховного Господа».

А в «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами следующим образом отводит разным аватарам Господа роль Божеств различных рас:

капило мāдхавопендрау нр̣сим̇хо нанда-нанданах̣
балах̣ кӯрмас татхā калкӣ рāгхаво бхāргавах̣ кирих̣
мӣна итй ешу катхитāх̣ крамāд двāдаш́а деватāх̣

«Двенадцать Божеств последовательно соответствуют двенадцати расам: Капила (шанта, нейтральная), Мадхава (дасйа, служение), Упендра (сакхйа, дружба), Нрисимха (ватсалйа, родительская), Кришна (мадхурйа, супружеская), Баларама (хасйа, смех), Курма (адбхута, удивление), Калки (вирйа, воинственная), Рама (карунйа, жалость), Парашурама (раудра, гнев), Вараха (бхайанака, страх) и Матсйа (бибхатса, отвращение)». (2.5.119).

Одна из возможных причин, почему Господь Вамана (Упендра) представляет сакхья-расу состоит в том, что у Него дружеские отношения с Его братом Индрой, а также Он по-дружески стал охранником Бали на Сутале.

В «Хамсадуте», написанной еще до встречи с Господом Чайтаньей, Шрила Рупа Госвами в словах, произнесенных Лалитой-сакхи, поэтично сравнивает Ваману и Кришну:

йад āтмāнам̇ дарпāд аган̣ита-гуру вāмана мудā
мано-рāджйенāд̣хйам̇ твайи балитайā калпитаватӣ
прапеде тасйедам̇ пхалам учитам эва прийа-сакхӣ
видӯре йат кшиптā вйасана-кула-пāш́аир нигад̣итā

«О Вамана! Из-за своей гордости моя дорогая подружка пренебрегла словами старших [так же как Бали пренебрег словами гуру, Шукрачарьи] и с радостью предложила Тебе себя вместе с царством своего ума, считая себя достаточно сильной [или считая себя подобной Бали Махараджу, который отдал Господу все, включая себя самого; или считая себя жертвенным даром — бали буквально означает «жертвенное подношение»]. Она получила соответствующий результат — ее отбросили вдаль и связали веревками страданий разлуки [так же как Бали был связан Тобой веревками и брошен на дальние планеты Суталы]». («Хамсадута» 132).

Вамана-двадаши — один из самых важных праздников для вайшнавов

Господь Чайтанья хотел, чтобы преданные отмечали день явления Господа Ваманы. Давая наставления Санатане Госвами относительно составления «Хари-бхакти-виласы», Он сказал:

екāдаш́ӣ, джанмāшт̣амӣ, вāмана-двāдаш́ӣ
ш́рӣ-рāма-навамӣ, āра нр̣сим̇ха-чатурдаш́ӣ

«Нужно описать такие праздники как экадаши, Джанмаштами, Вамана-двадаши, Рама-навами и Нрисимха-чатурдаши». («Чайтанья-чаритамрита» 2.24.341).

Поэтому Санатана Госвами пишет в «Хари-бхакти-виласе»:

атха бхāдра-кр̣тйам
бхāдре бхагавато джанма-дине кāрйо махотсавах̣
виш́ешен̣а махā-пӯджам̇ врата-пӯрн̣ена ваишн̣аваих̣

Описание действий, которые нужно выполнять в месяц Бхадра (август-сентябрь):

«В месяц Бхадра (август-сентябрь) вайшнавы должны устраивать великий праздник в день явления Господа [Джанмаштами и Вамана-двадаши], проводя особую пуджу и следуя соответствующим обетам». (15.246).

Этот день — очень могущественный и очень дорог Кришне, особенно если он приходится на среду и совпадает со Шравана накшатрой, под которой явился Господь Вамана:

брахма-ваиварте питā-путра-сам̇вāде—
мāси бхāдра-паде ш́укла-пакше йади харер дине
будха-ш́раван̣а-сам̇йогах̣ прāпйате татра пӯджитах̣
прайаччхати ш́убхāн кāмāн вāмано манаси стхитāн
виджайā нāма сā проктā титхих̣ прӣти-карӣ харех̣

«В беседе между отцом и сыном из ″Брахма-вайварта Пураны″ сказано:
″Если в светлую половину месяца Бхадрапада (август-сентябрь) день Господа Хари, двадаши, соединяется со средой и Шравана накшатрой, то Господь Вамана исполняет все чистые благоприятные желания тех, кто поклоняются Ему в этот день. Этот день также называют ″Виджайа″ [«полная победа»] и он доставляет удовлетворение Господу Хари». («Хари-бхакти-виласа» 15.555-56).

Божества Господа Ваманы

Пураны говорят о том, что одно из самых знаменитых Божеств Господа Ваманы было установлено на Курукшетре. «Матсйа Пурана» (глава 244) описывает, что однажды его посетил Арджуна во время паломничества и там попросил Шаунаку Муни поведать ему историю Господа Ваманы. В ответ на это Шаунака рассказал Арджуне историю, которую я изложил в предыдущей записи. В конце своего повествования Шаунака предсказал Арджуне, что Господь Кришна вскоре станет его колесничим. После этого Арджуна отправился в Гангадвару, а Шаунака — в Наймишаранью, где он услышал «Бхагаватам» из уст Суты Госвами.

«Хари-бхакти-виласа» (18.127-129) так описывает мурти Господа в этой аватаре:

татхā тривикрамам̇ вакшйе брахмāн̣д̣āкраман̣олбан̣ам
пāда-пāрш́ве татхā бāхум упаришт̣āт пракалпайет
адхастāд вāманам̇ тад-ват калпайет са-каман̣д̣алум
дакшин̣е чхāтракāм̇ дадйāт мукхам̇ дӣнам̇ прадарш́айет
бхр̣н̇гāра-дхāрин̣ам̇ тад-вад балим̇ тасйа ча пāрш́ватах̣
бандханам̇ чāсйа курвантам̇ гаруд̣ам̇ тасйа дарш́айет

«Теперь я расскажу о Божестве Господа Тривикрамы: Он должен быть изображен очень суровым, готовым вот-вот охватить всю вселенную. Вверху должна быть Его стопа, возле которой находится Его рука, а внизу должно быть помещено мурти Господа Ваманы. В Его левой руке должен быть камандалу, а в правой — зонт. Его лицо должно выражать смиренное настроение. Рядом с ним должен стоять Бали Махарадж с царским сосудом в руке и Гаруда, связывающий Бали».

Господь Рама также поклонялся Божеству Господа Ваманы

В «Падма Пуране» («Сришти-кханда», главы 37-38) описано, как однажды Бхарата отговорил Раму от совершения раджасуйа-ягьи и, прислушавшись к словам брата, Господь Рама сказал: «Я буду совершать идеальную дхарму и установлю Божество Ваманы в Каньякубдже [совр. г.Канаудж в штате Уттар-прадеш]. Благодаря этому Моя слава достигнет небес, как Ганга прославилась благодаря Бхагиратхе». После этого Бхишма спросил у Пуластьи, как Рама установил мурти Ваманы и как оно у Него появилось. В ответ на просьбу Бхишмы Пуластья рассказал ему о том, что Рама однажды захотел вернуться на Ланку, чтобы Своими наставлениями помочь Вибхишане править царством. Бхарата захотел пойти вместе с Ним и так Они вдвоем на вимане Пушпаке отправились на Ланку, оставив Лакшмана защищать подданных. По пути Рама посетил все места, связанные с изгнанием в лес, похищением Ситы, встречей и помощью Его друзей и преданных. Так Он вспоминал все события недавнего прошлого. Когда они прибыли в царство Сугривы, то Сугрива захотел посетить Ланку вместе с Рамой и Бхаратой. Затем они прибыли на берег океана и Рама стал вспоминать, как здесь Лакшман короновал Вибхишану на царство Ланкой и как они все за три дня построили мост через океан. Затем, в Ланке, Вибхишана и жители царства с почестями и в великом блаженстве встретили Раму и предложили Ему все свое царство. Рама провел на Ланке несколько дней и, дав наставления Вибхишане, решил отправляться назад. В этот момент Вайу обратился к Раме: «Вот мурти Господа Вишну, в котором Он связал Бали. Возьми его и установи в Каньякубдже». Вибхишана украсил мурти Господа различными драгоценностями и сказал: «Это мурти пришло сюда когда Мегханада победил Индру. Возьми его и установи». Господь Рама согласился и мурти Господа Ваманы поместили в виман, после чего в него вошли Рама, Бхарата и Сугрива. После этого, по просьбе Вибхишаны, Господь Рама Своим луком сломал мост на Ланку, чтобы ее не посещали все подряд. После Ланки они отправились в Сету-бандху, где Господь Шива вознес молитвы Господу Раме, затем они посетили озеро Пушкара, где Рама прославил творца вселенной, Господа Брахму, после чего они прибыли в Матхуру, где правил Шатругхна. После Матхуры, в воскресенье после обеда, они прибыли в Айодхью. Там, на берегу Ганги, Рама установил Божество Господа Ваманы и попросил брахманов тщательно поклоняться Ему и никогда не оставлять Его.

Вамана и Равана

К слову, Господь Вамана связан с Ланкой также и по другой причине, упомянутой в «Шримад-Бхагаватам» (5.24.27):

тасйāнучаритам упаришт̣āд вистаришйате йасйа бхагавāн свайам акхила-джагад-гурур нāрāйан̣о двāри гадā-пāн̣ир аватишт̣хате ниджа-джанāнукампита-хр̣дайо йенāн̇гушт̣хена падā даш́а-кандхаро йоджанāйутāйутам̇ диг-виджайа уччāт̣итах̣

«Позже я расскажу о деяниях Бали Махараджа. Сам Господь Нараяна, наставник всех миров, чье сердце исполнено сострадания к Своим преданным, стоит у его двери с палицей в руке. Большим пальцем Своей ноги Господь отшвырнул десятиголового Равану, пытавшегося завоевать весь мир, на десять тысяч йоджан [когда тот пытался завоевать Суталу]».

В своем комментарии к этому стиху Шри Вирарагхава Ачарья говорит, что эта история известна из «Рамаяны» и различных Пуран. Судя по всему, она, к сожалению, не дошла до нас в их современных изданиях.

ш́рӣ-кр̣шн̣āрпан̣ам асту

Господь Вамана, часть 3: Его имя, облик, качества и деяния: 3 комментария

  1. «Двенадцать Божеств последовательно соответствуют двенадцати расам: Мадхава (дасйа, служение), , Кришна (мадхурйа, супружеская)…» — Бхану Свами в своем комментарии отмечает, что Мадхава здесь означает Нараяна (ма — Лакшми, дхава — супруг). Но к Нараяне в какой именно Его аватаре это относится — Нара-Нараяна, Пришнигарбха, или др.? Или здесь под Нараяной имеется в виду Вайкунтханатха?

    Нравится

  2. Джайа Шрила Гурудева!

    Харе Кришна! Уважаемые преданные, примите мои поклоны. Хочу предложить Вам файл всех статей Бриджабаси Прабху, которые были опубликованы с самого начала ведения блога. Формат файла epub.Открывается в любой читалке на любом устройстве, поддерживающие данный формат. Все ссылки рабочие! Кликаем на название статьи и попадаем на сайт статьи, если кому-то так будет удобней. Смотрим содержание: разбивка по годам/месяцам. Я там также сделал подразбивку статьи, для удобства. Все идет в последовательности публикаций.Также есть данный файл в rtf. Есть нюанс: на компьютере все фото отображаются, в читалке (использую Moon reader Pro) нет: вместо фото небольшой квадрат. Есть некоторые мысли как это исправить, но пока руки не дошли. Но если кликнуть на квадрат, откроется фото из статьи, при наличии Интернета конечно.
    Информация вплоть до последней публикации в сентябре 2018. Естественно файл будет обновляться по мере выходы новых статей.

    https://yadi.sk/d/pe2nrXF5B2ptlQ

    Также сделал файл по соблюдению Врат (Пурушоттам, Чатурмасйа, Карттика).Все файлы содержат нийама-киртаны, которые поют во время Карттики в Гаудийа Матхах. Для их воспроизведения потребуется ТОЛЬКО Moon reader Pro. Другие программы для чтения книг, аудио файлы не воспроизводят. Обязательно смотрите содержание, для удобства пользования. Переход на каждую шлоку в отдельности! Там их три вида: «Враты. Руководство.МР3» очень короткий без описаний славы Врат. Только шлоки из ШБ без комментариев.
    «Враты. Руководство.МР3.LITE» тоже самое, только с добавлением описания славы Врат.
    «Враты. Руководство.МР3.Plus», здесь все по максимуму: описание славы Врат, + шлоки из ШБ с комментариями. Также добавил ШБ с комментариями Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, это на английском.

    Если кому-то интересно, выложу ссылку.

    Нравится

Оставьте комментарий