Пару слов о шикша-парампаре

В качестве мангалачараны к своему комментарию к Чайтанья-чаритамрите под названием «Анубхашья» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал знаменитое стихотворение, описывающее «Бхагавата-парампару» от Господа Чайтаньи Махапрабху до Гаура-кишора даса Бабаджи, слугой которого был Сарасвати Тхакур. Сама «Анубхашья», которая стала основой для комментариев Шрилы Прабхупады, была закончена 14 июня 1915 года во Враджапаттане – месте неподалеку от Йога-Питха, где Сарасвати Тхакур совершал свой бхаджан и шата-коти-нама-врату; в месте где он позже основал свой первый Матх – Шри Чайтанья Матх и где сейчас находится его бхаджан-кутир и самадхи. Позже он добавил к этому стихотворению описание парампары от Кришны до Мадхвы и до Господа Чайтаньи и именно в этом виде, начинающееся со слов «кр̣шн̣а хоите чатурмукха, хой кр̣шн̣а севонмукха», оно известно сейчас как «Гуру-парампара». Этот дополненный вариант Шрила Сарасвати Тхакур использовал в качестве мангалачараны к своему комментарию к Шримад-Бхагаватам под названием «Гаудия-бхашья», на издание которого ушло целых двенадцать лет – с 1923 по 1935 годы.

Иногда некоторые недалекие, завистливые люди, не понимающие смысла поступков и реформ Шрилы Сарасвати Тхакура, осмеливаются критиковать его за саму концепцию «шикша-парампары». При этом такие критики часто называют себя «традиционными» гаудия-вайшнавами, принадлежащими к одной из непрерывных дикша-линий, берущих начало от кого-нибудь из близких спутников Махапрабху. Но эта критика и «претензии» основаны на недостаточном знании или просто вызваны тем самым банальным чувством этого мира – злобой. Они упускают из виду тот факт, что, во-первых, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур никогда и нигде не говорил, что мы признаем только лишь тех великих ачарьев, которые упомянуты им в этом списке, а остальных – нет. Во-вторых, параллельно с шикша-парампарой, описанной в этом стихе, существовала также и дикша-парампара — т.е. почти каждый представитель шикша-парампары несомненно получил дикшуi. Но поскольку сутью дикши является передача божественного знания, относящегося к Господу и Его мантре (дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т), и это знание является более важным, чем просто нашептанная мантра, то поэтому на шикша-парампаре и ставится больший акцент, что при этом не отрицает важности принятия дикши. Шикша-парампару можно проследить в самой главной из всех шастр – Шримад-Бхагаватам:

касмаи йена вибха̄сито ‘йам атуло джн̃а̄на-прадӣпах̣ пура̄
тад-рӯпен̣а ча на̄рада̄йа мунайе кр̣шн̣а̄йа тад-рӯпин̣а̄
йогӣндра̄йа тад-а̄тмана̄тха бхагавад-ра̄та̄йа ка̄рун̣йатас
тач чхуддхам̇ вималам̇ виш́окам амр̣там̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи

«Я медитирую на эту чистую и безупречную Верховную Абсолютную Истину, которая свободна от страданий и смерти и которая в самом начале лично открыла этот несравненный факел знания Брахме. Брахма затем рассказал его мудрецу Нараде, который поведал его Кришна-двайпайана Вьясе. Шрила Вьяса открыл этот Бхагаватам величайшему среди мудрецов, Шукадеве Госвами, а Шукадева милостиво рассказал его Махарадже Парикшиту». (ШБ 12.13.19).

Очень часто такие люди любят указывать на то, что в парампаре, описанной Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, есть «промежутки» между поколениями преданных — например между Нароттамом дасом Тхакуром и Вишванатхом Чакраварти, между которыми было несколько поколений гуру и учеников (Нароттама-Гангачарана-Кришначарана-Радхарамана-Вишванатха). Удивительно, но они как-то или не знают или не хотят замечать тот факт, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не был первым в этом. Например: существует прославленный труд Кришнадаса Кавираджа Госвами под названием «Говинда-лиламрита». В нем описываны сокровенные развлечения Радха-Кришны и поэтому такие «традиционные» преданные, как правило, очень любят «Говинда-лиламриту». Ученик Кришнадевы Сарвабхаумы, непосредственного ученика Вишванатхи Чакраварти Тхакура, по имени Вриндаван Чакраварти в 1779 году написал к нему комментарий под названием «Сада̄нанда-видха̄йинӣ-т̣ӣка̄». В самом начале этого комментария он пишет:

натва̄ гурум̇ кр̣шн̣а-девам̇
виш́вана̄тхам̇ нароттамам
локана̄тхам̇ намаскр̣тйа
кр̣шн̣а-чаитанйам а̄ш́райе

«Предложив поклоны своему духовному учителю, Кришнадеве, а также Вишванатхе Чакраварти, Нароттаму дасу Тхакуру и Локанатхе Госвами, я принимаю прибежище у Господа Шри Кришны Чайтаньи».

Разве это не похоже на соответствующую часть «Гуру-парампары» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады?

2015112174222 (1)

Я написал “почти” потому что даже “традиционные” гаудия-вайшнавы затрудняются сказать от кого же получили столь важную в их понимании дикшу такие великие ачарьи, как Рупа Госвами и Санатана Госвами или некоторые другие близкие спутники Господа. Безусловно, они получили шикшу от Самого Шри Чайтаньи Махапрабху, но нигде не описано, чтобы Махапрабху дал кому бы то ни было дикшу. Можно услышать ответ на это, состоящий в том, что Рупа и Санатана Госвами – нитья-сиддхи и наделены особыми полномочиями от Господа, поэтому не нуждаются в дикше и могут поступать не так, как обычные преданные. Стоит ли говорить, что такие люди, не смотря на все очевидные свидетельства, не верят в особые полномочия таких величайших ачарьев, как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Бхактивинода Тхакур или Шрила Прабхупада.

Оставьте комментарий