Чатурмасья (часть 1)

Я давно хотел разобраться в этом вопросе сам и, может даже, помочь в этом другим. Несколько месяцев тому назад дорогой моему сердцу Бхакта Прасад Прабху также выразил просьбу составить подробное описание чатурмасья-враты с точки зрения шастры и наших ачарьев. Завтра уже вишварупа-махотсава, половина чатурмасьи, из-за нехватки времени, я только сейчас начал приближаться к этому заданию, но все равно я совершенно неуверен, что у меня получится сделать подробное описание славы чатурмасьи и всех ее правил и ограничений. Тем не менее, я по крайней мере попытаюсь сделать хоть что-то. Одна из главных целей в написании этой статьи состоит также в том, чтобы я мог сам хотя немного избавиться от пылающего в моем сердце сильного желания удовлетворять свои чувства, оставить привязанность к объектам чувств и развить глубокую привязанность к служению Господу, слушанию о Нем, поклонению Ему и повторению Его святого имени. Я очень надеюсь на благословения на это от всех, кто читает эту статью.

Существует распространенное мнение, что одна из самых известных врат — чатурмасья — предназначена исключительно для смарт и карми и не имеет прямого отношения к бхакти. Но это не совсем так. Или даже совсем не так — следование обетам и аскезам во время чатурмасьи способствует отвлечению от чувственных наслаждений и развитию Кришна-бхакти, и об этом говорят наши ачарьи.

Два вида чатурмасьи

В комментарии к тем стихам из «Бхагавад-гиты», где Кришна осуждает неразумных людей, привязанных к цветистому языку Вед и райским чувственным наслаждениям (2.43-44), Шрила Прабхупада пишет:

«В разделе Вед карма-канда сказано: апа̄ма сомам амр̣та̄ абхӯма и акшаййам̇ ха ваи ча̄турма̄сйа-йа̄джинах̣ сукр̣там̇ бхавати. Тот, кто совершает чатурмасью, то есть на протяжении четырех месяцев налагает на себя определенные покаяния, получает право пить райский напиток сома-раса, дарующий бессмертие и непреходящее счастье. Даже на земле есть люди, которые мечтают отведать сома-расы, чтобы стать крепкими, здоровыми и способными неограниченно наслаждаться жизнью. Они не верят в путь освобождения из материального плена и очень привязаны к пышным ритуалам, сопровождающим ведические жертвоприношения. Такие люди — рабы своих чувств: им не нужно ничего, кроме райских наслаждений. Известно, что на райских планетах есть роскошные сады, называемые Нандана-канана, где можно приятно провести время в обществе прекрасных, как ангелы, женщин и вволю напиться сома-расы. Такое счастье материально, его источником являются органы чувств, и есть немало людей, привязанных исключительно к этому преходящему счастью, которое дает им возможность почувствовать себя хозяевами материального мира».

Эти две цитаты («Риг-веда» 8.48.3 или «Кришна-яджур-веда» («Таиттирийа-самхита») 3.2.5.4) и «Шатапатха-брахмана» 2.6.3.1 соответсвенно) цитируют, объясняя этот стих, многие великие комментаторы «Бхагавад-гиты» — Шридхара Свами, Мадхусудана Сарасвати, Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана. Также их приводит в своей «Параматма-сандарбхе» (70) Шрила Джива Госвами.

В другом месте Шрила Прабхупада пишет:

«Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определенные виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью». (комментарий к БГ 4.28).

Хотя никто из ранних комментаторов в своих объяснениях не упоминает чатурмасью (зато все говорят, что тапомайа-ягья — это «чандрайана и другие аскезы»), Шрила Прабхупада идет по стопам Бхактивиноды Тхакура, который в своих двух переводах «Бхагавад-гиты» («Расика-ранджана» на основе комментария Вишванатхи Чакраварти (1886) и «Видвад-ранджана» на основе комментария Баладевы Видьябхушаны (1891)) объясняет слово тапомайа-ягья как кр̣ччха ча̄ндра̄йан̣а, ча̄турма̄сйа прабхр̣ти тапойаджн̃а — «суровая аскеза чандрайана, а также чатурмасья и другие аскезы составляют тапо-ягью». Исходя из этого и некоторых других подобных примеров, можно с уверенностью предположить, что во время написания своих комментариев к «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада использовал «Бхагавад-гиту», изданную в Гаудия Матхе, с комментарием Баладевы Видьябхушаны (которому Шрила Прабхупада посвятил свой перевод и комментарии к «Бхагавад-гите») и «Видвад-ранджаной» Бхактивиноды Тхакура.

Аналогичные утверждения можно также встретить в комментариях ачарьев (включая Шрилу Прабхупаду) к «Шримад-Бхагаватам» (4.2.22, 5.11.2, 10.87.14, 10.87.36, 11.5.6).

Исходя из этих описаний можно прийти к заключению, что покаяния во время чатурмасьи предназначены только для тех, кто стремиться попасть на райские планеты. Тем не менее, в части «Татхья» своего комментария к «Шримад-Бхагаватам» 11.18.8 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что есть два вида чатурмасьичатурмасья-ягья (жертвоприношения, которые необходимо совершать в это время) и чатурмасья-врата (аскезы, совершаемые в этот период). Ягья описана в пятой главе «Катьяяна-шраута-сутры», а врата — во многих Пуранах (Вараха, Матсйа, Бхавишйа, Сканде и др.), а также в «Санат-кумара-самхите». И в конце он добавляет: «За подробностями стоит обратиться к «Хари-бхакти-виласе»».

Так что «чатурмасья» это может быть и ягья (имеющая строго кармическую природу) и врата (которая в зависимости от мотивов совершающего может иметь кармическую или духовную природу). В вышеприведенных цитатах имеется в виду прежде всего чатурмасья-ягья, ведические жертвоприношения, совершаемые в этот период времени, которые описаны в таких текстах из раздела карма-канда как «Шатапатха-брахмана», «Каушитаки-брахмана» и др., а также во многих шраута-сутрах. О рождении этой ягьи вместе с другими карма-кандийа-ягьями сказано в «Шримад-Бхагаватам» 6.18.1, а о ее благочестивой но мирской природе сказано в «Шримад-Бхагаватам» 7.15.48.

В своем комментарии к стиху из «Чайтанья-бхагаваты» (Ади 8.204) где описано как люди Навадвипы не отмечали праздники, связанные с Кришной, но с радостью праздновали свадьбы и прочие мирские церемонии, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приводит цитату из комментария Шридхары Свами к «Шримад-Бхагаватам» (11.11.36-37). В этих стихах Кришна рассказывает Уддхаве о том, как преданный должен служить Ему, посвящая Ему свою жизнь и отмечая дни и даже целые периоды времени, связанные с Кришной. Объясняя эти стихи, Шридхара Свами говорит: «Слово парва («священный день») относится к таким праздникам как Джанмаштами (парва̄н̣и джанма̄шт̣амй-а̄дӣни), а выражение сарва-ва̄ршика-парвасу («все священные дни и периоды в течении года») — к чатурмасье и экадаши (ча̄турма̄сйаика̄даш́а̄дишу виш́ешатах̣)». Эти же слова Шридхары Свами приводит и Шрила Санатана Госвами в своем комментарии к этим стихам из «Шримад-Бхагаватам», которые он процитировал в «Хари-бхакти-виласе» (10.508-509).

Бхактивинода Тхакур и чатурмасья

Несмотря на то, что чатурмасье с древних времен следуют в Шри- и Мадхва-сампрадаях, и Сам Шри Чайтаня Махапрабху лично совершал чатурмасья-врату в Шрирангаме, среди многих гаудия-вайшнавов долгое время было принято считать, что даже чатурмасья-врата (а не только одноименная ягья) также относится к карма-канде. Именно Шрила Бхактивинода Тхакур был тем, кто заново установил традицию следования этой врате среди гаудия-вайшнавов. В этом он руководствовался примером своего гуру, Джаганнатха даса Бабаджи, который строго соблюдал чатурмасью, а также описаниями «Хари-бхакти-виласы» и других шастр, предписывающих сведение чувственных удовольствий в этот период времени к минимуму.

bvt1

Исходя из имеющихся у нас материалов, Шрила Бхактивинода Тхакур не писал отдельных статей на тему чатурмасьи. Тем не менее, из воспоминаний его спутников и современников, а также из некоторых сохранившихся фотографий следует, что Тхакур сам следовал чатурмасье и побуждал других делать то же самое. В некоторых статьях, а также в своих монументальных magnum opera «Чайтанья-шикшамрите» и «Джайва-дхарме» Бхактивинода Тхакур предписывает уменьшение чувственных наслаждений ради служения Кришне во время чатурмасьи. Вот некоторые из его утверждений:

Из статьи «Санга-тьяга», впоследствии вошедшей в сборник «Бхактьялока» («Саджджана-тошани», том 11, номер 11-12, февраль-март 1900 г. стр.12-13):

«Одна из существенных целей враты — постепенно уменьшить склонность преданной Богу дживы к чувственному наслаждению. Если человек думает: «Так уж и быть, сегодня я с большой трудностью буду практиковать отречение, но завтра уже вволю понаслаждаюсь тем, от чего отрекался» — в таком случае цель враты не будет достигнута, потому что все враты предписываются для того, чтобы дать человеку способность при помощи постепенной практики развить отречение от объектов чувственного наслаждения. Часто враты длятся три дня. Таким образом, прекращая соприкосновение с объектами чувственного наслаждения на протяжении трех дней, а потом практикуя врату в течении целого месяца, а потом совершая чатурмасья-врату, человек постепенно вырывает с корнем привязанность к соприкосновению с этими объектами и расстается с ними навсегда».

bvt_old_pic

Из «Чайтанья-шикшамриты» (2.2): «Следуя телесным вратам, таким как чатурмасья и обязанностям, выполняемым в дни новолуния и полнолуния, человек практикуется в отречении. Сначала он должен постепенно отказаться от стремления наслаждаться возлежанием и едой. Потом он должен оставить любое желание наслаждения и принимать только то, что необходимо для поддержания жизни в теле. Тогда его практика становится совершенной и тогда он обретает настоящее отречение».

very-rare-pic-of-bvt

А в этой части «Джайва-дхармы» хоть и не предписывается непосредственно соблюдение чатурмасьи, но все же упомянуто, чем занимались вайшнавы в этот период времени:

«Враджанатх и Виджая-кумар твердо решили, что проведут чатурмасью в Шри Пурушоттаме (Джаганнатха Пури) и обретут руководство по поклонению Господу с расой, слушая объяснения раса-таттвы из уст Шри Гуру Госвами. Бабушка Враджанатха по отцу, услышав о славе проживания в Шри Кшетре во время чатурмасьи, также согласилась с его предложением. Каждый день утром и вечером они ходили на даршан к Господу Джаганнатхе, омывались в Нарендра-сароваре, а также смогли увидеть все святые места, которые только есть там. Они с великой преданностью созерцали все виды служения, которые в
это время совершают для Господа Джаганнатхи, а также все Его веши (одежды). Когда они рассказали Шри Гуру Госвами о своем желании, то Госвами Махарадж пришел в восторг». («Джайва-дхарма», 29 глава).

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и чатурмасья

Согласно биографиям Шрилы Сарасвати Тхакура, он начал ежегодно совершать чатурмасья-врату в 1897 в возрасте 23 лет, в том же году когда он установил в доме Бхактивиноды Тхакура в Калькутте (Бхакти-бхаван) «Сарасвати-чатушпатхи» — общество, в котором он обучал бенгальцев науке джйотиша.

bsst-0-1

Хотя шастра разрешает частичное соблюдение суровых строгих обетов чатурмасьи, Шрила Сарасвати Тхакур принял на себя очень строгий вариант враты. Его первая и прижизненная биография «Сарасвати-джаяшри» (1934), составленная из воспоминаний его ранних учеников, в нескольких местах упоминает суровые аскезы, совершаемые им во время чатурмасьи еще до принятия санньясы:

Ананта Васудев Прабху: «Во время чатурмасьи он спал на земле и ел с земли, не пользуясь посудой». (стр. 29)

Парамананда Прабху (более подробно о Парамананде Прабху я писал здесь — Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые лично встречались с Бхактивинодой Тхакуром и Гауракишором дасом Бабаджи. Часть вторая): «Приехав в Шридхам Маяпур, я увидел что Шрила Прабхупада совершает чатурмасья-врату. Он носил только один кусок материи в качестве одежды, полностью отказался от кровати и подушек и спал на земле. Он сам готовил себе очень простой рис и принимал его без никаких овощей, прямо с земли, чтобы поддерживать жизнь в теле. Из-за чрезвычайно суровых аскез его тело сильно исхудало, но его лицо было невероятно красивым, величественным и излучало сверхъестественное сияние. Каждый день без исключения он повторял триста тысяч святых имен на четках, которые ему дал Ом Вишнупад Шрила Бхактивинода Тхакур, после того как сам закончил повторение миллиарда святых имен. На них Шрила Прабхупада закончил повторять свой миллиард святых имен до сих пор повторяет на них джапу. Есть люди, которые любят часто менять свои четки, но Шрила Прабхупада не поддерживает их в этом». (стр.177)

Говорят, что увидев суровые аскезы Шрилы Сарасвати Тхакура, Бхактивинода Тхакур попросил его отказаться от столь строгой практики чатурмасья-враты.

bsst-0
Шри Бимала-Прасад Сиддханта Сарасвати во время чатурмасьи и шата-коти-нама-ягьи до принятия санньясы

Кунджа-бихари Прабху вспоминает (стр.135), что когда он пошел за Сарасвати Тхакуром в день ухода Шрилы Гаура-кишора даса Бабаджи, то увидел его во время соблюдения чатурмасьи — с длинными волосами и бородой, одетого в зеленый чадар. Более подробно об этом я писал в записи о Кунджа-бихари Видьябхушане — Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые лично встречались с Бхактивинодой Тхакуром и Гауракишором дасом Бабаджи. Часть третья).

В своем письме-подношении Вьяса-пуджу 1924 года, которая впервые была отпразднована с большой пышностью, члены Шри Чайтанья Матха в Калькутте среди прочих прославлений и достижений Шрилы Сарасвати Тхакура, также писали: «Вы показали необходимость следования таким вайшнавским вратам, как чатурмасья и другие». («Сарасвати-джаяшри», стр. 270).

bsst-1

Выполняя на протяжении многих лет все строгие правила и ограничения чатурмасьи, Шрила Сарасвати Тхакур стал следовать более простому варианту этой враты после основания Шри Чайтанья Матха и начала активной проповеди. В это время он просто воздерживался от соответствующей запрещенной пищи, ел только один раз в день и брил голову только во время Вишварупа-махотсавы в середине чатурмасьи. Во время чатурмасьи он путешествовал, проповедуя послание Господа Чайтаньи. Но во время Урджа-враты (Картики) он продолжал оставаться в одном месте и совершать нийама-севу в соответствии с описаниями «Хари-бхакти-виласы». Некоторые из его учеников, в основном обитатели матхов, менее активно занятые в проповеди, продолжали следовать чатурмасье во всех подробностях.

gm-sannyasis
Санньяси-проповедники Гаудия Миссии во время чатурмасьи

У Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был известный ученик — Нараян дас адхикари (Бхактисудхакар Прабху, проф. Нишиканта Саньял), главный редактор английского «The Harmonist». Он работал профессором в колледже  Равеншоу в Катаке (сейчас — Университет Равеншоу, один из самых главных ВУЗов Одишы), но после работы он приходил в Матх и совершал служение или повторял святое имя до позднего вечера. Всю свою зарплату он отдавал своему Гуру Махараджу (часть которой тот возвращал обратно жене «Профессора Бабу», как его почтительно называли в Матхе). Не смотря на то, что он обучал в Колледже молодежь, во многом находящуюся под влиянием новых веяний и модернизма, Бхактисудхакар Прабху строго следовал вайшнавским принципам — он ходил на работу с тилакой и кантхи-малой, а во время чатурмасьи не стриг бороду и волосы, а также не срезал ногти. За его полное предание всего служению Господу Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называл Бхактисудхакара Прабху «настоящим триданди«.

sri-narayan-bhaktisudhakara-aka-proff-nishikanta-sanyal
Шри Нараян дас Бхактисудхакар Прабху в служении

Также близкие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура вспоминают, что однажды во время чатурмасьи преданные из Шри Чайтанья Матха в Маяпуре отправили ему в Пури часть урожая из огорода Матха. Среди этих овощей были также запрещенные в чатурмасью. Шрила Сарасвати Тхакур дал наставление приготовить их, предложить Божествам, а потом почтить как прасад, объяснив, что их происхождение из святой Дхамы Маяпура более значительно, чем ограничения чатурмасьи. («Шри Бхактисиддханта-вайбхава», том 2, стр. 453).

bsst-3-1

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур лично написал отдельную статью посвященную чатурмасья-врате в издаваемой им «Саджджана-тошани» (том 23, номер 4, стр.74, 1920 г.). Она стала основой для другой статьи о чатурмасье, написанной его учениками и опубликованной в газете «Гаудия» (том 4, номер 48, стр. 11 от 24 июля 1926 г). Два года спустя эта статья Сарасвати Тхакура с небольшими дополнениями была переиздана на первой странице «Гаудии» от 7 июля 1928 года (том 6, номер 46). Нет никаких сомнений, что подобные статьи также были напечатаны в «Надия-пракаш», но к сожалению, из-за того, что эта газета была ежедневной, а текст а ней размещен в четырех колонках, в ней очень непросто ориентироваться — слишком большой объем. Но все же, одну такую статью о чатурмасье мне все же удалось обнаружить в «Надия-пракаше» от 12 июля 1930 г.

В своей статье Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «Из четырех ашрамов только грихастхам разрешается иметь определенные чувственные наслаждения, но даже и они попадают под категорию «бхога-тьяги», то есть должны быть оставлены. Те грихастхи, которые восемь месяцев в году следуют гриха-дхарме, содержа свою семью и дом, обретя квалификацию также могут жить вместе с остальными ашрамами в течении четырех месяцев, отказавшись от чувственных наслаждений и став отреченными. Те же, кто не способны соблюдать ограничения на протяжении четырех месяцев, то для них особо предписано следовать ограничениям во время урджа-враты в месяц Картика. Видя, что некоторые преданные,  неспособные следовать всей чатурмасья-врате, совершают только дамодара-врату, человек не должен думать, что для преданных нет необходимости следовать правилам чатурмасьи. Это всего лишь уступка для неспособных. Если человек подчиняется ограничениям во время четырех месяцев и служит Господу Хари, то в его уме естественным образом появится склонность к служению Хари. Тогда джива сможет проявить свою врожденную преданность Господу Хари». («Саджджана-тошани», 23.3-4, стр. 74-75).

bsst-mymensingh

В статье «Шри Чатурмасья-врата» напечатанной в «Гаудии» от 24 июля 1926 года сказано следующее:

«Хотя чатурмасья-врата описана во многих шастрах, а также в духовных и мирских смрити, таких как «Хари-бхакти-виласа» и труды Рагхунанданы, соблюдение чатурмасьи духовными и мирскими людьми отличается как небо от земли. Мирские люди, жадные к наслаждению плодами и считающие себя наслаждающимися ими, соблюдают нечистые экадаши и другие враты. Но трансценденталисты отличаются от них в своем соблюдении чатурмасья-враты. Трансценденталисты следуют чатурмасье во время сна Господа Хари для Его наслаждения. Хотя карма-канда сулит райские наслаждения для соблюдающего чатурмасью, такие утверждения соответствуют квалификации мирских карми, жаждущих наслаждаться плодами своего труда. В Веданте не увидеть почтения к таким видам деятельности. Шриман Махапрабху сказал таттвавади:

карма-нинда̄, карма-тйа̄га, сарва-ш́а̄стре кахе
карма хаите према-бхакти кр̣шн̣е кабху нахе

«Все писания осуждают кармическую деятельность и призывают к тому, чтобы оставить ее. Невозможно обрести любовь к Кришне, занимаясь деятельностью ради плодов». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 9.263). Для карми, стремящихся к наслаждению плодами, и гьяни, развивающих безличное знание, соблюдение чатурмасья-враты — всего лишь часть их деятельности ради плодов. Такой элемент кармической деятельности никогда не сможет дать любовь к Богу. Учитель людей, Сам Шриман Махапрабху, а также лучший из рода парамахамс, Шрила Мадхавендра Пури Госвами и другие ачарьи также проявили лилу соблюдения чатурмасья-враты. Любой кто прочитал «Чайтанья-чаритамриту» не пребывает в неведении относительно этого. Но разве их соблюдение чатурмасья-враты — тоже карманга, часть деятельности ради плодов? Действия Самого Шри Гаурасундары, нетленного древа божественной любви, и первого побега према-калпа-врикши Шрилы Мадхавендры Пурипада, которые они проявляли в роли учителей всего мира, никогда не могут попасть в категорию «карманги» или деятельности ради плодов. Многие из пракрита-сахаджиев, погрязших в болоте преходящих развлечений и нечестивой деятельности, отрекаются от чатурмасья-враты, считая ее кармической деятельностью. Но зато соблюдение своей гриха-враты, непрестанное общение с женой и детьми, употребление бетеля, табака, конопли и других одурманивающих веществ, а также привязанность к объектам, доставляющим наслаждение чувствам под предлогом служения прасаду, — все это они считают частью преданного служения, «бхактй-ангой».

Далее в статье приводится детальное осуждение таких пракрита-сахаджий за их неспособность понять разницу между кармой и бхакти, намапарадхой и намой, служением Господу и наслаждением чувств. Поэтому они, не понимая разницы между санньясой из карма-канды и триданда-санньясой в преданном служении, отождествляют их, говоря, что «в Кали-югу нет санньясы», но при этом не понимая, что полное посвящение себя служению Господу Мукунде не может быть запрещено!» (том 4, номер 48, стр. 11).

В статье из «Надия-пракаш» после описания цели чатурмасья-враты (уменьшить чувственные наслаждения и увеличить служение и привязанность к Кришне) следует естественное описание того, для кого в отдельном следовании чатурмасье нет необходимости — тем великим преданным, которые полностью посвятили себя непрерывному служению Кришне и у кого есть естественная привязанность к удовлетворению чувств Кришны, нет необходимости следовать каким-то отдельным вратам, так как их жизнь и так состоит из служения Кришне и всю деятельность своих чувств они и так уже направили на Кришну и потому автоматически уже достигли цели любой враты.

bsst-last
Одна из самых последних фотографий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады — во время чатурмасьи 1936 г.

Шрила Прабхупада о чатурмасье

Хотя Шрила Прабхупада не делал особого акцента на соблюдении чатурмасьи, тем не менее, вопреки распространенному мнению, он не был против того, чтобы его ученики следовали этой врате.

В своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 4.169) он, идя по стопам своего Гуру Махараджа, пишет (я выделил жирным уместные в этой связи места):

«Чатурмасья начинается в Шаяна-экадаши, который приходится на светлую половину месяца ашадха (июнь-июль), а заканчивается в Уттхана-экадаши, приходящийся на светлую половину месяца карттика (октябрь-ноябрь). Эти четыре месяца называются чатурмасья. Некоторые вайшнавы соблюдают чатурмасью с полнолуния месяца ашадха до полнолуния месяца карттика. Это также составляет четыре месяца. Данный период, рассчитанный по лунному календарю, носит название чатурмасьи, но чатурмасью можно также соблюдать по солнечному календарю, с месяца шравана по месяц карттика. Эти четыре месяца, лунные или солнечные, приходятся на сезон дождей. Чатурмасью должны соблюдать все слои населения. Не имеет значения, является человек грихастхой или санньяси. Соблюдение чатурмасьи обязательно для всех ашрамов. Истинная цель соблюдаемых в этот период обетов заключается в том, чтобы свести к минимуму все чувственные наслаждения. Это не так трудно. В месяц шравана следует воздерживаться от шпината, в месяц бхадра — от йогурта, а в месяц ашвина — от молока. В месяц карттика нельзя есть рыбу и другие невегетарианские продукты. Невегетарианская пища — это рыба и мясо. К ней также относят масура-дал и урад-дал. Эти виды дала содержат много белка, а пища, богатая белком, считается невегетарианской. Другими словами, во время четырех месяцев чатурмасьи следует избегать любой пищи, предназначенной для наслаждения».

В «Нектаре преданности» (глава 9) Шрила Прабхупада пишет:

«Обряд Чатурмасйи соблюдается в течение четырех месяцев сезона дождей в Индии, начиная с месяца Шравана, (приблизительно с июля по октябрь). В течение этих четырех месяцев святые люди, которые в другое время обычно путешествуют, распространяя сознание Кришны, остаются в одном месте, как правило, в каком-нибудь месте паломничества. В это время действуют особые правила и ограничения, которых строго придерживаются. В «Сканда-пуране» говорится, что тот, кто в это время обходит храм Вишну по меньшей мере четыре раза, считается обошедшим всю вселенную. Человек, обошедший храм в это время, приравнивается к повидавшему все святые места по всему течению Ганги. Соблюдая регулирующие принципы Чатурмасйи, такой человек быстро поднимается на уровень преданного служения».

Некоторые возможные причины того, что Шрила Прабхупада не акцентировал внимание на соблюдении чатурмасьи

Шрутакирти Прабху, личный слуга Шрилы Прабхупады, в своих воспоминаниях непосредственно отвечает на подобный вопрос:

«Преданные часто спрашивали у Шрилы Прабхупады о следовании определенным правилам касающимся экадаши или соблюдении чатурмасьи. «Мои ученики не могут даже повторять 16 кругов и следовать принципам, — ответил он. — Какой смысл в других правилах и ограничениях? Сначала просто делайте это. Выполняйте те простые вещи, которые я прошу вас выполнять. Не занимайте себя этими всякими ритуалами. Сначала повторите свои шестнадцать кругов и следуйте принципам». («Шрила Прабхупада Увача», глава 62).

Естественно, что нет совершенно никакого смысла в том, чтобы отращивать бороду и пытаться следовать второстепенным правилам, касающимся тела, при этом будучи неспособным повторять даже 16 кругов и следовать четырем регулирующим принципам.

Что касается бороды, которая часто связана и даже ассоциируется с соблюдением чатурмасьи, то хотя Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в упоминаемой выше статье (а также шастра) говорит о том, что бритье — это разновидность наслаждения и оно делает человека бхадрой (светским человеком, придерживающимся изысканных манер), во времена Шрилы Прабхупады бритье и борода приобрели иную коннотацию — длинные волосы и борода стали символом человека, пренебрегающего нормами уважаемого общества, прежде всего хиппи и других «неформалов». Именно поэтому Шрила Прабхупада так часто предостерегал своих учеников от возвращения к прошлому стилю жизни, частью которого были длинные волосы и борода. В приведенном ниже письме он указывает на такую тенденцию в некоторых своих учениках:

«Если это не является абсолютно необходимым, то нужно брить голову и не позволять волосам отрастать. Если это абсолютно необходимо, то можно одеваться как американский джентльмен, с коротко подстриженными волосами, но длинные волосы запрещены. Причина того, почему человек с длинными волосами не является моим учеником заключается в том, что он противоречит принципам. За исключением тех случаев, когда это абсолютно необходимо, нужно иметь короткие волосы и если необходимо, то можно одеваться как американский джентльмен с короткими волосами. Никто не ожидает, что все присоединятся к нам. По этой причине мы не можем идти на уступки. Существует тенденция быть хиппи. Когда мы видим ачарьев с бородой, то это во время Чатурмасьи, июль-сентябрь. Если следовать ей строго, то все не ограничивается бородой. Существует множество правил и ограничений. Нельзя есть целый ряд продуктов. Только китри готовится и выливается на пол, а затем слизывается. Есть еще много других правил. Так что они не всегда носили бороды». (Письмо Дхриштакету, 17 июля 1976 г.).

Стоит обратить внимание на то, как Шрила Прабхупада несколько раз повторяет слова о коротких волосах и об обычной одежде в случае абсолютной необходимости. И особое внимание следует обратить на довольно строгие слова Шрилы Прабхупады — «Тот, у кого длинные волосы, не является моим учеником, потому что он идет против принципов».

Также однажды во время важной церемонии — открытия храма в Хайдерабаде в присутствии тысяч гостей и множества влиятельных людей Шриле Прабхупаде не понравился внешний вид двух его учеников-санньяси, которые соблюдали чатурмасью:

«После завтрака Прабхупада позвал за Яшодананданой и Махамшей Махараджами, которые оба отращивают бороды и длинные волосы под предлогом соблюдения чатурмасьи. Шрила Прабхупада сказал им, что это неподобающе, что они выглядят грязными и неопрятными на таком важном событии. Его критика возымела желаемый эффект, так как они оба удалились и немедленно побрили голову и лицо». («Трансцендентный дневник», 17 августа 1975 года).

На бороде стоит остановиться более подробно. Похоже, что борода — это самый узнаваемый, но при этом самый внешний и легкий способ показать всем свое следование врате, а следовательно может стать и первым поводом к пратиштхе — желанию выделиться и получить почтение от других. При этом борода, разумеется, является далеко не самым главным и самым духовным ограничением в чатурмасью. Зато это самый простой способ дать другим понять, что я совершаю какие-то суровые аскезы, хотя при этом я могу их вовсе и не совершать — ведь если я, например, повторяю три лакха святых имен каждый день, сплю на полу и ем после захода солнца, то об это никто может и не узнает. А борода, которой я обычно не ношу, — сразу выдает что-то необычное. Замечено также, что иногда за отпущенной под предлогом враты бородой может скрываться присущее многим мужчинам простое желание отпустить бороду, без никаких духовных составляющих. Поэтому Шрила Прабхупада не любил когда его ученики просто отращивали бороды в чатурмасью без существенного ограничения в еде и сне и поэтому он пишет в приведенном выше письме: «Если следовать ей строго, то все не ограничивается бородой. Существует множество правил и ограничений. Нельзя есть целый ряд продуктов. Только китри готовится и выливается на пол, а затем слизывается. Есть еще много других правил. Так что они не всегда носили бороды».

Еще одна возможная причина может заключаться в том, что Шрила Прабхупада, по-сути, ожидал от своих учеников тот высокий стандарт, который описан в перечислении 64 анг бхакти в «Нектаре Преданности» — оставить все наслаждения ради удовлетворения Кришны (6, кр̣шн̣а̄ртхе бхога̄ди-тйа̄гах̣) и посвятить все время и все усилия служению Кришне (51, кр̣шн̣а̄ртхе ‘кхила-чешт̣а̄х̣).

Также, понимая, что его ученики и так пожертвовали многим ради служения Кришне и часто совершают тяжелые аскезы, проповедуя Его послание в суровых условиях материального мира, Шрила Прабхупада не стремился дать им еще больше аскез и ограничений. Так, например, Нараяни Деви вспоминает: «Однажды в Калькутте он сказал: «В этом году вам не нужно следовать чатурмасье, потому что вы уже и так совершаете достаточно аскез». (Из воспоминаний во время празднования 25-летия ИСККОН в Бомбее).

Также, вполне возможная и резонная причина может заключаться в том, что Шрила Прабхупада прекрасно знал способности и природу современных людей, особенно за пределами Индии. Большинство из них, живя в материальном мире, и так все время пребывают в беспокойстве и стрессе. Сознание Кришны со всеми его радостями, сладостями, легкостью и позитивом привлекает людей и дает им альтернативу тягостным лишениям материального мира. Поэтому далеко не все люди согласятся принять на себя лишение еще и в сознании Кришны и следовать ограничениям в этих сладких моментах жизни! Особенно если у них пока еще нет настоящего вкуса к повторению святого имени, слушанию о Кришне и поклонению Ему.

Чатурмасья во времена Шрилы Прабхупады

Хотя у нас нет никаких свидетельств того, чтобы Шрила Прабхупада когда-либо прекращал бриться или стричься в чатурмасью, Шрутакирти Прабху в личной беседе 17 июля этого года сказал, что «Шрила Прабхупада следовал четырем видам поста в Чатурмасью».

Также у нас есть предостаточно свидетельств о том, что ученики Шрилы Прабхупады следовали чатурмасье в его присутствии (некоторые даже очень строго). Вот некоторые из них:

«Акшаянанда: Прабхупада приедет в Маяпур.
Джаяпатака: А когда у вас запланирован приезд в Маяпур? Все преданные передают Вам свои поклоны. Бхавананда Госвами очень строго следует чатурмасье в этом году. Он ничего не ест до захода солнца». (Разговор в комнате о строительстве храма в Маяпуре, Хайдерабад 19 агуста 1976 г.).

jps-with-sp
Шрила Джаяпатака Свами со Шрилой Прабхупадой во время чатурмасьи

Бхавананда Госвами прибыл в Хайдерабад через несколько дней после этой беседы и после замечания, сделанного Яшоданандане Свами и Махамше Свами:

«Бхавананда Махарадж прибыл первым рейсом из Калькутты. Он сопровождал Шрилу Прабхупаду на его прогулке в Парке Буддха Джаянти. Бхавананда строго соблюдает чатурмасью, ест только вареный рис и дал раз в день после того, как закончит 64 круга. Он стал тощим и щеголяет с бородой». («Трансцендентный дневник», 30 августа 1976).

Несмотря на то, что он, также как и Яшоданандана Свами и Махамша Свами был с бородой, Шрила Прабхупада ничего не сказал по этому поводу, так как важная церемония открытия храма, на которую собрались известные политики и другие влиятельные люди, уже прошла. Из беседы со Шрилой Прабхупадой в апреле следующего, 1977 года, становится очевидно, что Бхавананда Госвами привлек к себе большое уважение со стороны жителей Маяпура и близлежащих мест, и причина этого частично была в его строгом следовании чатурмасье:

«Тамал Кришна: И я видел на практике, даже если оне считают его аватарой [до этого Тамал Кришна Махарадж рассказал Шриле Прабхупаде о том, что в одной газете напечатали статью о «трех аватарах нашей эпохи» — Мао Цзе Дуне из Китая, Сатья Сай Бабе из Южной Индии и Бхавананде Госвами из Маяпура], я был потрясен, Прабхупада, что люди приходят и спрашивают: «А где Бхавананда Госвами?». И они везде его ищут, а затем все кланяются. Он знаменит. Просто потому что он строго совершал чатурмасью, столько людей заметили это». (Разговор в комнате, 2 апреля 1977, Бомбей).

Еще один ученик вспоминал, как Шрила Прабхупада был недоволен санньяси, которые, следуя чатурмасье, оставались в храме и не проповедовали:

Махакрату: Однажды несколько санньяси были во Вриндаване и соблюдали чатурмасью. Бобльшинство из них были довольно новыми санньяси и они отпустили бороды, повторяли дополнительные круги и совершали другие аскезы. Был сезон дождей и мы вместе с группой преданных были на выездной проповеди. Когда мы вернулись, мы рассказали Шриле Прабхупаде о нашей проповеднических программах. Прабхупада вошел в алтарную и сказал этим санньяси: «Что вы — санньяси — здесь делаете? Почему вы сидите в храме, отращиваете бороды и едите во имя сознания Кришны? Занятие санньяси — выходить и проповедовать». Прабхупада отправил всех санньяси на проповедь». (Из сборника воспоминаний о Шриле Прабхупаде, том 2, глава 21).

Хотя во многих шастрах сказано, что в чатурмасью нельзя путешествовать (и даже выходить из дома), это не относится к проповеди хари-катхи, так же как мауна, предписанная в чатурмасью, не подразумевает воздержание от разговоров о Кришне. В «Сарасвати-джаяшри» (стр. 55) описано, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, желая продемонстрировать это, лично после принятия санньясы активно путешествовал во время чатурмасьи, проповедуя вместе с учениками славу Господа в городах и деревнях Бенгалии, включая Калькутту.

Другие примеры:

«Бхагават: Джайа Шрила Прабхупада!
Прабхупада: Когда ты вернулся?
Бхагават: Я вернулся только что, полчаса назад, из Америки.
Упендра: Он по-настоящему худой, Шрила Прабхупада. Он худой.
Прабхупада: Почему?
Бхагават: Потому что я следую чатурмасье. Я похудел до 160 фунтов (72.5 кг). Раньше я весил 260 фунтов (118 кг). Теперь я вешу 160.
Прабхупада: Очень хорошо». (Беседа в комнате, 8 октября 1977, Вриндаван).

Одним из первых чатурмасье стал следовать Прадьюмна Прабху («Пандитджи»). Исходя из сказанного в следующем письме, Шрила Прабхупада просил его высылать описания чатурмасья-враты тем ученикам, которые тоже изъявляли желание следовать ей:

«Да! Ты можешь практиковать ограничения для чатурмасьи. Прадьюмна Прабху вышлет тебе их отдельным письмом». (Письмо Мадхудвише Свами, 28 июля 1973).

Обратите внимание на восклицательный знак в одобрении желания Мадхудвиши Свами.

Сохранились подобные письма с последующих годов, в которых Шрила Прабхупада повторно дает свои благословения Мадхудвише Свами на следование чатурмасье:

«Да, для тебя хорошо соблюдать чатурмасью, если ты сможешь заниматься менеджментом по утрам. Божествам нужно предлагать обычный прасад. Божества — это не преданные. Они — Боги. Но, это факт, что Господь Чайтанья соблюдал, как мы видим в «Чайтанья-чаритамрите», но Им не обязательно следовать этому там, в твоем храме». (Письмо Мадхудвише, 4 августа 1975).

Через три месяца Шрила Прабхупада еще раз подтверждает свое одобрение врате, которой следовал Мадхудвиша Махарадж:

«Относительно твоего приезда в Индию и путешествия со мной, о да! можешь приезжать. Очень хорошо, что ты соблюдаешь чатурмасью». (Письмо Мадхудвише, 18 ноября 1975).

Шрила Прабхупада одобрял посильное следование ограничениям даже для своих учениц, если они того хотели:

«Что касается поста на молоко, если возможно, то можешь соблюдать его. Но эти вещи не так важны. Ради проповеди нам нужно делать столько поправок». (Письмо Химавати, 27 августа 1971).

Некоторые ученики посылали Шриле Прабхупаде отчеты о своем следовании чатурмасье:

«В конце своего письма Радха-валлабха добавил личную заметку: «Я уже следую аскезам чатурмасьи и по Вашей милости нахожу, что они очень эффективны для обуздания полового желания».

Шрила Прабхупада ответил на это:

«В конце ответа Шрила Прабхупада добавил короткую заметку относительно личной садханы Радха-валлабхи: «Обуздывая половое желание, человек становится самым совершенным трезвомыслящим человеком. кан̣д̣ӯтиван манасиджам̇ вишахета дхӣрах̣» («Трансцендентный дневник», 7 сентября 1976).

Другой личный слуга Шрилы Прабхупады, Хари-шаури Прабху, также следовал чатурмасье:

tkg-hs-1983
Бхавананда Свами (видна только рука с часами и колено), Тамал Кришна Госвами и Прабхупада-крипа Свами (Хари-шаури Прабху) на ферме Нью-Говардхан в Австралии, 1983 год.

Вот что он говорит об этой фотографии: «Да, я совершал чатурмасью — каждый день 64 круга, в экадаши — 80, ел только вареный рис и зеленую папайю только после того, как закончил свои круги. Я потерял много веса».

Другими словами, серьезному садхаке не помешает совершить посильные дополнительные аскезы для удовлетворения Господа Кришны и попытаться улучшить свою садхану и бхаджан в период чатурмасьи или хотя бы в оставшиеся два ее месяца. В следующей записи мы поговорим о правилах для следования чатурмасье.

Продолжение следует…

Чатурмасья (часть 1): 2 комментария

Оставьте комментарий