Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые лично встречались с Бхактивинодой Тхакуром и Гауракишором дасом Бабаджи. Часть четвертая.

Ананта Васудев Прабху (1895-1958)

Прошло уже больше двух лет с тех пор как я начал писать серию статей об учениках Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые встречались со Шрилой Бхактивинодой Тхакуром и с Шрилой Гаура-кишором дасом Бабаджи. Написав три части – о Бхакти Прадип Тиртхе Махарадже, Парамананде Прабху и Кунджа-бихари Видьябхушане Прабху я был вынужден отложить написание следующей части. Главная причина заключалась в том, что в этой части надлежало описать одного из самых выдающихся и ближайших учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, но чья жизнь после его ухода стала причиной осуждения этого ученика, отвержения его и еще большего раскола в некогда едином и могущественном Гаудия Матхе. События тех поздних лет иногда описываются с диаметрально противоположных точек зрения и многие из них покрыты завесой тайны, которая, вполне вероятно, уже никогда не будет открыта, так как очевидцы тех событий уже давно ушли с этой планеты, а внутренние мысли и намерения их участников были известны только им самим или их очень немногочисленному и немногословному ближайшему окружению. Это стало причиной, по которой я долгое время не находил времени и внутренней силы, чтобы написать о такой непростой теме. Конечно, можно было бы просто ограничиться описанием первой части истории, славу которой просто невозможно отрицать, но в таком случае описание было бы неполным и однобоким. Поэтому в конце этой записи я попытаюсь изложить, в основном, те факты, касающиеся истории Гаудия Матха, которые мне удалось собрать, не сильно вдаваясь в детали, а большей частью я попытаюсь описать вклад Ананта Васудева Прабху в развитие Гаудия Матха и его служение Шриле Сарасвати Тхакуру Прабхупаде. Эта запись, возможно, будет самой длинной из всех из-за того, что я не хотел разбивать ее на части. Ведь если описать вторую, менее понятную и приятную часть в отдельной записи, то многие читатели просто получат легкий доступ к не самому главному и приятному и при этом, скорее всего, упустят возможность узнать о главной и приятной части этой истории – о выдающемся  служении Ананта Васудева Прабху Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и его миссии.


Анантавас, в будущем известный как Ананта Васудев Паравидьябхушан Прабху родился 25 августа 1895 года в семье Раджаниканта Бошу и Биндумукхи Деви в округе Сандипхатиа в современном Бангладеш. Он был самым младшим из пяти сыновей. Все члены семьи были последователями Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а его двое старших братьев и отец непосредственно получили у Тхакура дикшу. Самый старший брат Анантаваса, Джагадиш, впоследствии стал выдающимся проповедником Гаудия Матха известным под именем Шри Бхакти Прадип Тиртха Махарадж. О нем я уже писал в самой первой статье из этой серии. Отец Анантаваса и Джагадиша после ухода Бхактивиноды Тхакура принял прибежище у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и уже в преклонном возрасте в 1934 г. получил от него бабаджи-вешу и имя «Радха-Говинда дас Бабаджи». Ровно через два года в октябре 1936 он ушел из этого мира в Пурушоттам Матхе в Пури. Мать Ананты, Биндумукхи Деви прожила остаток своей жизни в Шридхаме Майапуре и ушла там в 1942 году когда ее сын уже был ачарьей всей миссии и санньяси.

С самого раннего детства Ананта проявлял сильную привязанность к священным писаниям и уже в восьмилетнем возрасте, еще до начала формального изучения санскрита, знал наизусть множество стихов из «Гиты», «Бхагаваты», «Махабхараты» и «Рамаяны». Уже тогда он начал отличаться фотографической памятью и мелодичным голосом – качествами, которые впоследствии были столь востребованы Шрилой Сарасвати Тхакуром.

Встреча с Бхактивинодой Тхакуром и Сарасвати Тхакуром

Когда Ананте было 16 лет он впервые встретился с Бхактивинодой Тхакуром и Сарасвати Тхакуром. Вот как он сам описывает это в прижизненной биографии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Сарасвати-джайашри», вышедшей в 1934 г.:

«Я тогда учился в колледже в Бахарампуре. Из Бахарампура я поехал в Хаткхолу в Колкате, чтобы встретиться со своим средним братом. В это же время в Колкату приехал английский король Георг В. Прежде чем увидеть британского императора мы со средним братом и отцом решили обрести удачу от встречи с императором всех вайшнавов, Бхактивинодой Тхакуром, и поэтому сначала отправились в «Бхакти-бхаван» в Рамбагане [район Колкаты] 30 декабря 1911 года. В тот день я впервые получил даршан лотосных стоп Шрилы Прабхупады и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Придя туда, я увидел как Шрила Бхактивинода Тхакур сидит на небольшой деревянной асане, а рядом с ним возле его лостосных стоп сидит Шрила Прабхупада и повторяет святое имя. Неподалеку на веранде сидел Шрипада Кришнадас Бабаджи Махашой [личный слуга Бхактивиноды Тхакура]. Мы все предложили полный дандават лотосным стопам Бхактивиноды Тхакура. В ответ он слегка улыбаясь, милостиво благословил нас: «Пусть у вас все будет хорошо». Затем Тхакур сказал: «Хорошо [что вы приехали] увидеть короля. Под правлением английского царя у нас есть прекрасная возможность безпрепятственно повторять святое имя. Они нейтрально относятся к нашей религии. Это для нас хорошо». (стр.1-2)

Шрила Сарасвати Тхакур на собрании в Кашимбазаре

Во второй раз Ананта увидел Шрилу Сарасвати Тхакура через несколько месяцев после первой встречи. В 1912 году он услышал, что с 20 по 25 марта 1912 года в Кошимбазаре будет проходить третий фестиваль. У него возникло желание послушать то, что будут обсуждать участники этого важного собрания, устроенного раджей Кашимбазара, великим меценатом и покровителем вайшнавов, сэром Махараджем Шри Маниндра-чандра Нанди Бахадуром. Приехав туда, Ананта увидел там Шрилу Сарасвати Тхакура, который также прибыл туда по просьбе Махараджа. Вот как он вспоминает об этом в «Сарасвати-джайашри» (стр.2):

«Я тогда еще не принял прибежище у лотосных стоп Шрилы Прабхупады, а просто поехал туда как обычный зритель. Прибыв туда, я увидел как ушедший в иной мир Пулин Маллик, известный как Нитьянанда дас, а также один предприниматель с улицы Тарачанда Датты в Колкате К.Б.Сен и Гопенду Бандопадхьяй из Калны всячески уговаривают Шрилу Прабхупаду дать лекцию на тему «Храм Матри-мандир в Навадвипе» [шактисткий храм, который не имеет прямого отношения к вишну-бхакти]. В ответ на их просьбы Прабхупада сказал: «Я приехал сюда, чтобы говорить хари-катху. Совершив небольшой киртан хари-катхи, я уеду». Тогда я остался на дольше, чтобы послушать хари-катху от Шрилы Прабхупады. В то время я заметил, что Прабхупада прежде всего предложил всем дандават и все время повторял святое имя на четках из туласи. Я ни разу не видел тогда, чтобы он спал или отдыхал. Также я увидел одну удивительную вещь – Махарадж Кашимбазара постоянно посылал Прабхупаде большое количество различных яств, но Прабхупада из всего этого совершенно ничего не принимал, только лишь в один день он взял оттуда один листочек туласи. Все остальное Прабхупада просил раздавать приезжим на собрание людям. Я видел как он постился все четыре дня, которые он там был – с 21 по 24 марта. Также тогда Прабхупада сказал такое наставление: «Такие действия как принятие пищи, отдых и омовение нужно совершать вдалеке от взора других людей». До сих пор можно увидеть это в природе Шрилы Прабхупады. Когда я задал ему вопрос о современной выдуманной песне «бхаджа нитай гаура радхе шьям», то Прабхупада на основе священных писаний объяснил мне множество отклонений в этой песне от правильной сиддханты и наличие в ней раса-абхасы.

В один день его позвали дать лекцию на этом собрании и дали ему при этом всего пять минут. Он процитировал стих из «Шри Чайтанья-чаритамриты» «брᴐхма̄н̣д̣ᴐ бхрᴐмите конᴐ бха̄гйава̄н джӣвᴐ» и затем стал насколько возможно коротко пытаться его объяснить. Не прошло и пяти минут как из аудитории стали раздаваться звуки «Садитесь!», «Садитесь!». За это очень короткое время, которое я смог его услышать, я увидел в его лекции нечто особое, незаурядное, исполненное истины. Я понял – та непредвзятая истина, которую так коротко говорил этот великий человек, не очень нравится определенной категории людей. Тогда я решил, что именно из-за этого всего эта великая личность не принимает от Махараджа никакой пищи. Когда я позже задал этому великому человеку вопрос, то он ответил: «Когда нет возможности как-то помочь кому-то, когда не получается избавить материалиста, занятого чувственным наслаждением, от осквернения им, в таком случае принимая пищу вместе с теми, кто наслаждает свои чувства, мы вступаем с ними в общение и наш ум оскверняется. Поэтому каждый человек, стремящийся с наивысшему совершенству, должен совершать шесть видов общения только с беспримесными слугами Господа».

Шриле Прабхупаде отвели место внутри стен, сооруженных вокруг дворца Махараджа Кашимбазара. Махарадж выделил Прабхупаде одного своего служащего, джентльмена из семьи вайдьев, и он все время беспокоился о нуждах Прабхупады. Однажды он в моем присутствии сказал Прабхупаде: «Вы – настоящий вайшнав. Все, кого я видел, приехали сюда, чтобы уничтожать пищу Махараджа, и никто из них ничего не сделал для Махараджа. Вы же приехали сюда для того, чтобы по-настоящему помочь Махараджу. Но спутники Махараджа так и не дали ему возможности понять ваш пример непредвзятости и вайшнавизма. В этом наша величайшая неудача».

22 марта некоторые джентльмены слушали хари-катху от Шрилы Прабхупады. Кто-то из них задал вопрос, касающийся притворного экстаза напоказ, которым славился один известный киртания. Я услышал как Прабхупада в ответ на этот вопрос стал объяснять стихи из «Бхакти-расамрита-синдху» о разнице между чистой саттвика-бхавой, подобии бхавы и притворстве. Помимо этого Прабхупада также рассказал о сиддханте шастры и махаджан насчет воспевания выдуманных стишков и данного Махапрабху чистого имени маха-мантры, а также о необходимости его воспевания. 24 марта у Шрилы Прабхупады состоялась философская беседа с представителями  семьи кула-гуру Махараджа Кашимбазара, в месте где жили Тхакуры с Шрикханды. На ней присутствовали многие люди, включая Гаура-гунананду Тхакура, Ракхалананду Шастри Махашоя и др. Шастри Махашой процитировал стих из «Чайтанья-чандрамриты», в котором встречаются слова «гаура-нагара-вара» и хотел доказать авторитетность гаура-нагара-вады, но Шрила Прабхупада объяснил ему истинный смысл этих слов в этом стихе и разбил учение гаура-нагари при помощи различных доводов и доказательств из шастр госвами. Вполне возможно, что Гаура-гунананда Тхакур ел рыбу, так как он привел какие-то аргументы в пользу этого, но Прабхупада показал превосходство почитания маха-прасада как над невегетарианской, так и над вегетарианской диетой.

Шрила Прабхупада постился все время своего пребывания в Кашимбазаре и в 11 вечера 24 марта он вместе с Ягьешварой Гхошем, с которым он туда приехал, уехал оттуда на поезде. В 2 часа ночи они прибыли на станцию Дхубулия [прибл. 10 км от Маяпура] и на рассвете прибыли во Враджапаттан [Маяпур]». («Сарасвати-джайашри», стр.2-4).

Хотя это напрямую уже не связано с Ананта Васудевом Прабху, я все же хотел добавить, что Шрила Сарасвати Тхакур описал эту поездку в Кашимбазар в своем дневнике. Они вместе с Ягьешварой отправились из Маяпура в Кашимбазар вечером 21 марта 1912 года, но не успели на поезд и были вынуждены провести ночь на вокзале. На следующий день поезд отправился с большим опозданием только в 9.30 утра, и они добрались до Кашимбазара к 16 часам. В поезде с ними долго спорил некий Ганеш Бхаттачарья, издатель книг Нитьясварупа брахмачари (известного редактора вайшнавских трудов, опубликовавшего в начале прошлого века множество из них, включая первое в истории издание «Шримад-Бхагаватам» с десятью комментариями ачарьев). По приезду Махарадж Кашимбазара попросил Сарасвати Тхакура принять пищу, но он не стал. Он принял в тот день только пол чатаки (30 гр.) плющеного риса (чира) и ничего больше. На следующий день он также принял только пол чатаки (30 гр.) чиры и пол чатаки невареного риса вечером. В дневнике он записал «На собрании было полно довольно черствых к вайшнавским идеям людей. Я поговорил с некоторыми из них». 24 марта вечером они приехали на вокзал и сели на поезд в 23:30, который доставил их в 2:30 в Дхубулию, откуда они взяли воловью упряжку и на ней рано утром приехали в Майапур. Вот такие аскезы совершал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада.

В третий раз Ананта увидел Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура в холле «Бенгальского Литературного Общества» на собрании посвященном годовщине явления Шрилы Бхактивинды Тхакура, 4 сентября 1915 г. На том собрании видные представители колкатской интелигенции, такие как сэр Гурудас Бандопадхьяй, Расик-мохан Видьябхушана, Махарадж Кашимбазара Маниндра-чандра Нанди, Сатиш-чандра Видьябхушана, Матилал Гхош (брат Шишир Кумар Гхоша) и Хара-прасад Шастри (составивший наиболее полный каталог рукописей, хранящихся в Бенгалии) всячески прославляли вклад и заслуги Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

А еще через год, в этот же день Ананта увидел Сарасвати Тхакура в четвертый раз на таком же собрании.

Принятие Сарасвати Тхакура в сердце

В январе 1918 года, за два месяца до того, как Сарасвати Тхакур принял санньясу, Ананта вместе с Кунджа-бихари Прабху, который жил неподалеку от Ананты и с которым Ананта развил дружбу, пошли в «Бхакти-бхаван», дом Бхактивиноды Тхакура. Там Ананта задал вопрос Сарасвати Тхакуру: «Раджа Рам-мохан Рой вместе с одним Госвами попытались принизить Шримад-Бхагаватам и вайшнава-дхарму. Можно ли опровергнуть их доводы при помощи неопровержимых аргументов и когда это произойдет?»

Шрила Сарасвати Тхакур вместо ответа на вопрос Ананты вдруг попросил его что-нибудь спеть. Ананта с большим удивлением спросил: «А откуда вы знаете, что я умею петь?» Прабхупада лишь слегка улыбнулся в ответ и ничего не сказал. Удивленный Ананта начал петь песню, составленную Бхактивинодой Тхакуром «Кабе хабе боло се дин а̄ма̄р». Пением привлеклись все жители «Бхакти-бхавана» и Ананта подумал, что они впервые слышат этот бхаджан, так как он был опубликован совсем недавно. После того как Ананта закончил, Сарасвати Тхакур ответил ему на его вопрос: «Скоро доводы Раммохан Рая и его помощника-Госвами будут разбиты на куски и будет показано, что «Шримад-Бхагаватам» является истинным комментарием к «Брахма-сутре». Можете в этом нисколько не сомневаться». Прабхупада сказал ему это с такой уверенностью и с такой силой в голосе, что в сердце у Ананты возникло четкое понимание – истина несомненно будет утверждена. Впервые за долгое время огонь, горевший в его сердце, был потушен.

Посвящение

Вечером накануне Гаура-пурнимы 1918 года Кунджа-бихари Прабху пригласил Ананту поехать вместе с ним в Майапур. За два-три месяца до этого Ананта начал замечать за Кунджа-бихари глубокое понимание чистой бхакти-сиддханты, неординарно острый разум и завораживающее ум поведение. Это сильно привлекло Ананту и он начал слушать хари-катху из его уст. Стремясь получать его общение и слушать от него катху, Ананта впервые поехал в Майапур вместе с ним. Их также сопровождали Джагадиш Бхактипрадип (старший брат Ананты и ученик Бхактивиноды Тхакура, впоследствии БР Тиртха Махарадж) и Яшоданандана Бхагавата-бхушана.

«Там я услышал, что на следующий день рано утром Прабхупада проявит лилу принятия санньясы. До этого он внешне выглядел как найштхика-брахмачари с рождения и носил белую одежду с двумя концами дхоти заправленными спереди и сзади. В тот день, Пурниму, около 8 утра Прабхупада после бритья головы пошел принимать омовение в небольшой речке, протекавшей неподалеку от Ваманпукура, которую называли также «старой Гангой». За ним следом пошли Рамгопал Видьябхушана, Шринатх дас адхикари (впоследствии Бхакти Пракаш Аранья Махарадж), я и еще пару человек. По пути Прабхупада объяснял нам историю Аджамилы и славу нама-абхаса. Лила принятия санньясы длилась почти до полудня. После этого начали сходиться люди на празднование явления Махапрабху и все женщины начали плакать, увидев Прабхупаду в одеждах санньяси… Кунджа-да также плакал днем и ночью и никто не мог его успокоить. В этот же день в старом здании Шри Чайтанья Матха были установлены Божества Шри Гуру-Гауранги-Гандхарвики-Гиридхари. В Йога-питхе читали всю «Чайтанья-чаритамриту». В день Гаура-пурнимы состоялась также парикрама Антардвипы. Вместе с вайшнавами мы дошли до места, где был дом Кхолавечи Шридхары и в полдень вернулись обратно.

К тому времени в своем сердце я уже твердо решил, что Шрила Прабхупада – пракаша-виграха Шри Чайтаньядева и джагад-гуру. На следующий день мы вместе с Харипадом Видьябхушаной, Дхирендранатхом Бандьопадхьяей и еще несколькими преданными приняли прибежище у лотосных стоп Шрилы Прабхупады. Тогда Шрила Прабхупада пролил на нас милость, произнеся нам в ухо дикша-мантры. До этого он рассказал нам о смысле слова «дикша», о гуру-таттве, о жизни посвященных преданных и их поведении… В этот же день Шрила Прабхупада долго говорил на тему триданда-санньясы». (стр. 10-11)

После посвящения Ананта стал Ананта Васудевой. Позже Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ему титул «Пара-видьябхушана» — «украшенный высшим, духовным знанием». Очень часто его называли просто «Васудев Прабху».

Также Ананта Васудев Прабху был одним из четырех учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, которым был дан титул маха-махопадешак («великий из великих наставников») — высочайший титул среди тех, кто в Гаудия Матхе (помимо санньяси) действовали как шикша-гуру для других учеников. Остальные маха-махопадешаки – Кунджа-бихари Видьябхушана, Сундарананда Видьявинод и Бхактисудхакар Прабху (профессор Саньял). Позже к ним был добавлен также Бхакти Саранга Прабху. После маха-махопадешаков шли махопадешаки («великие наставники», их было сначала 11, но потом Бхакти Саранга Прабху стал М.М.), а за ними – просто упадешаки («наставники»), которых было 13 (из них трое позже стали махопадешаками).

Служение Ананта Васудева Прабху

С тех ранних пор Ананта Васудев Прабху стал одним из ближайших и постоянных спутников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (хотя он оставил все материальные обязанности и формально стал брахмачари в Матхе только в мае 1920 г.). Он стал сопровождать его в проповеднических поездках, которые начались сразу после того, как Сарасвати Тхакур принял санньясу. В 1918 года Ананта Васудев также стал издавать книги в «Бхагават Пресс» — издательстве, которое основал Шрила Сарасвати Тхакур. Это служение он пронес почти через всю свою жизнь, издав множество копий трудов ачарьев и его Гуру Махараджа, а также других изданий Гаудия Матха – трудов своих духовных братьев и опровержений  противников миссии. Позже, в 1923 Сарасвати Тхакур основал в Колкате издательство «Gauidya Printing Works» для массового распространения послания Гауранги Махапрабху и Ананта Васудев Прабху возглавил его.

Ананта Васудев Прабху у стоп Шрилы Сарасвати Тхакура во время чатурмасьи

В апреле 1919 года один знакомый Ананта Васудева Прабху, Амулья-чаран Видьябхушана, пригласил его к себе домой в гости из-за обычных социальных соображений. Но Ананта Васудев смиренно объяснил ему, что не сможет прийти, потому что считает простое принятие пищи из таких социальных соображений противоречащими духовным ценностям. Родной брат Шрилы Сарасвати Тхакура, Лалита-прасад Датта, был одноклассником Амулья-чарана и его приятелем. Амулья-чаран пожаловался Лалита-прасаду на Ананту Васудева и они оба остались недовольны его поведением. Но однажды в «Бхакти-бхаване» зашел разговор об этом случае и Шрила Сарасвати Тхакур одобрил решение своего ученика. Ананта Васудев Прабху вспоминал: «Постепенно я стал замечать, что существует разница во мнениях некоторых обитателей “Бхакти-бхавана” [т.е. родственников Бхактивиноды Тхакура] и мнением Шрилы Прабхупады, исполненным чистой хари-севы. В частности, мы никогда не видели и не слышали, чтобы Шрила Прабхупада когда-либо смотрел на Бхактивиноду Тхакура или говорил о нем с точки зрения мартья-буддхи, то есть относясь к нему как человеку этого мира. Всякий раз когда кто-то говорил что-то помещающее Шрилу Бхактивиноду Тхакура — спутника Гауры не принадлежащего этому миру — в социальные рамки, то Шрила Прабхупада тут же львиным рыком устранял это. Все множество раз замечают это в его личном примере». («Сарасвати-джайашри», стр.56)

В конце 1921 года в «Бхагават Пресс» в Кришнанагаре вместе с другом явился молодой человек по имени Субодх Дас. Ананта Васудев Прабху радушно встретил его, накормил прасадом и рассказал ему о духовном знании. А после обеда они вместе отправились в Майапур к Шриле Прабхупаде. Шрила Сарасвати Тхакур был очень рад видеть хорошо образованного молодого человека из Дхаки и долгое время проповедовал ему. На следующий день, в пурниму месяца Аграхаян, он дал Субодху посвящение в харинаму и потом мантра-дикшу. С этого времени Субодх стал известен как Сундарананда дас. Впоследствии за его обширные познания и глубочайшую ученость ему был дарован титул Видьявинод. С тех пор Сундарананда и Ананта Васудев стали ближайшими друзьями.

Ананта Васудев прабху и Сундарананда Видьявинод прабху вместе с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром

В начале 1924 года старшие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура стали готовиться к первому пышному празднованию 50-летнего юбилея ачарьи. Ананта Васудев Прабху, который был одним из самых активных участников подготовки, предложил назвать празднование «Золотым юбилеем», но Шрила Сарасвати Тхакур предложил термин, более соотвествующий шастре — «Вьяса-пуджа». Так 24 февраля 1924 года в Шри Гаудия Матхе в Колкате впервые была проведена церемония Вьяса-пуджи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Ананта Васудев Прабху написал приветственное письмо от имени учеников и по их просьбе зачитал его перед всеми.

На этом же праздновании впервые произошло еще два события, непосредственно связанных с Ананта Васудевом Прабху, теперь уже увековеченные навсегда. Именно тогда Васудев Прабху впервые прочитал составленные им пранама-мантры Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, в которых он четко и лаконично изложил его величие, миссию и божественную природу. До сих пор эти пранама-мантры ежедневно используются в поклонении Сарасвати Тхакуру практически во всех центрах его последователей, а составленная Васудевом Прабху формулировка «нама ом вишнупадайа кришна-прештхайа бху-тале» стала стандартной основой для пранама-мантр многих последователей Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Также именно тогда Ананта Васудев Прабху попросил Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура принять титул «Шрила Прабхупада», который стал самым распространенным и стандартным обращением к нему. До этого этот титул носили видные представители семей кастовых госвами, но он как нельзя лучше подходил для того, кто действительно занимает положение у лотосных стоп Господа, кто неотличен от Самого Господа и кто является настоящим лидером множества чистых вайшнавов.

Также Ананта Васудев также написал ставшие повсеместно известными пранама-мантры для других ачарьев – Шрилы Гаура-кишора даса Бабаджи, Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Джаганнатха даса Бабаджи.

Помимо этого Ананта Васудев Прабху ввел в обиход формулировку «аштоттара-шата-шри» и «ом вишнупада» при упоминании имени Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в официальных обращениях.

Однажды Васудев Прабху пел в своей комнате сочиненную им песню-молитву к Господу Чайтанье «Охе премер т̣ха̄кур гора̄». Его пение услышал находившийся неподалеку Шрила Сарасвати Тхакур, которого Васудев Прабху не видел. Когда Ананта Васудев закончил петь, Сарасвати Тхакур подошел к нему и спросил кто написал эту песню. Узнав, что этот киртан сочинен им самим, Сарасвати Тхакур был доволен своим учеником и его песней и впоследствии сказал опубликовать ее в «Саджджана-тошани».

В 1925 году Васудев Прабху стал личным секретарем Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В это время он принял на себя обет – есть только если ему об этом скажет его Гуру Махарадж. В результате он иногда постился весь день.

Оданжды во сне Ананта Васудев Прабху увидел вечную духовную форму Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура как Наяна-мани манджари. Когда он рассказал об этом Сарасвати Тхакуру, тот просто улыбнулся. (До этого в 1921 году в письме Кунджа-бихари Прабху Шрила Сарасвати Тхакур сам непрямо описал себя как юную служанку Шримати Радхарани по имени Наяна-мани манджари, а Кунджа-бихари Прабху – как ее помощницу, Вимала манджари. Подробнее об этом – в записи посвященной Кунджа-бихари Прабху).

Очень часто во время своих продолжительных лекций или перед ними Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур просил Ананта Васудева Прабху спеть киртан или бхаджан. Также Шрила Сарасвати Тхакур часто называл Васудева Прабху «мой Ганеш», так как он часто диктовал ему свои статьи или письма, так же как Вьясадева диктовал Ганешу «Махабхарату». Также Васудев Прабху внес значительный вклад в написание комментариев к «Чайтанья-бхагавате» и «Шримад-Бхагаватам». Последний состоял из нескольких частей – пословного перевода («Гаура-кишор-анвайа»), литературного перевода («Свананда-кунджа-анувад»), цитат из разных других писаний, подтверждающих описанное («Ананта-гопал татхйа») и собственно самого комментария («Синдху-вайбхава-виврити»). Татхью (подтверждения или ссылки на более подробные описания) Сарасвати Тхакур назвал «Ананта-гопал татхйа» в честь того, что Ананта Васудев Прабху трудился над ее составлением больше всех. Шрила Прабхупада ссылается на «Ананта-гопал татхью» в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» 7.5.23-24.

Уход Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

6 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отправился из Пури в Колкату, уже проявляя лилу болезни. Ананта Васудев Прабху в это время также сильно болел и был прикован к постели в Шри Гаудия Матхе. 24 декабря утром Шрила Сарасвати Тхакур стал говорить Кунджа-бихари Прабху о своем уходе и о том, как следует действовать членам организации в будущем. Кунджа-бихари Прабху попросил редактора «Гаудии» Сундарананду Видьявинода Прабху записать эти наставления. Поздно ночью 30 декабря, за сутки до ухода, он снова стал давать последние наставления своим ученикам, которые были записаны несколько часов спустя после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура:

Последние наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, записанные на бумаге сразу после его ухода 1 января 1937 г. Фотография Bhaktivedanta Research Centre.

Второе из этих наставлений наиболее существенное для понимания преемственности Гаудия Матха: «Сформировать руководящий орган из 10-12 человек для управления делами миссии, но Кунджа Бабу будет управлять до конца своей жизни».

Далее в 5-м пункте опять сказано о Кундже-бихари Прабху:
«Сочувствие Кунджи Бабу ко мне привело меня к знакомству со столь многими людьми. Его разум превзошел всех. Его сочувствие не знает границ. Я советую вам быть отважным и безразличным, как я безразличен ко всем. Это должно стать вашим руководящим принципом».

9-й пункт снова повторял уже сказанное, чтобы подчеркнуть это:

«Я уже говорил как-то на днях и снова говорю: Кунджа Бабу нужно уважать до конца его жизни».

10-й пункт упоминал наставление Ананта Васудеву Прабху:

«Васудев должен писать, совершать бхаджан и киртан и помогать Бхактисудхакару Прабху и Сундарананде Прабху».

И, вероятно, наиболее важный пункт, чем все остальные, — 7-й: «Не ссориться друг с другом».

После ухода Сарасвати Тхакура

Но к сожалению, через несколько недель после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Гаудия Матхе начались проявляться признаки разкола. Еще при жизни Сарасвати Тхакура среди его учеников возникли определенные различия во мнениях относительно того, как лучше служить миссии – одни преданные были больше склонны к практическому служению – сбору пожертвований, открытию и поддержанию новых и старых храмов, тогда как другие считали более важным служением совершение бхаджана и проповедь через лекции и публикации книг и журналов. Первые преданные сгруппировались вокруг Кунджа-бихари Прабху, прирожденного менеджера, а как другие преданные – вокруг Ананта Васудева Прабху. Хотя Васудев Прабху пришел к Сарасвати Тхакуру благодаря проповеди и заботе Кунджа-бихари Прабху, очень скоро он стал естественным лидером в глазах большинства других учеников. То, что Ананта Васудев Прабху еще задолго до ухода Сарасвати Тхакура уже занимал особое положение среди его учеников можно увидеть на примере того, что его воспоминания в 1934 году составили бо́льшую часть воспоминаний в «Сарасвати-джайашри» и треть всей книги (132 страницы по сравнению с 15, 48 и 12 страницами воспоминаний Кунджа-бихари Прабху, Парамананды Прабху и Тиртхи Махараджа соотвественно). Несмотря на то что он пришел после всех упомянутых главных учеников (и видел Бхактивиноду Тхакура всего один раз, в отличие, например, от Парамананды Прабху или Тиртхи Махараджа), «Сарасвати-джайашри» начинается именно с его воспоминаний. Более того, его воспоминаниям, в отличие от этих преданных, предшествует целый отдельный абзац, в котором описаны его качества и величие. Хотя это и можно было бы объяснить «предвзятостью» редактора «Сарасвати-джайашри» Сундарананды Прабху, который всегда был верен и привязан к Васудеву Прабху, тем не менее, это была эпохальная книга, предназначавшаяся для сотен и тысяч последователей, поэтому такая ранняя предвзятость не слишком вероятна, хотя и не исключена. «Сарасвати-джайашри» была посвящена 60-летнему юбилею Ачарьи в 1934 году и многократно вызывала прославления лично от самого Сарасвати Тхакура.

В день Гаура-пурнимы 26 марта 1937 года в Йога-питхе в Майапуре состоялось большое собрание, на котором Ананта Васудев Прабху в присутствии всех старших учеников и санньяси Шрилы Сарасвати Тхакура был торжественно провозглашен следующим ачарьей. Кунджа-бихари Видьябхушана Прабху объявил об этом от имени всех собравшихся и затем умазал лоб нового ачарьи сандалом и одел ему большую гирлянду. В тот же день Ананта Васудев Прабху дал посвящение более ста преданным. Примечательно, что когда Васудев Прабху стал ачарьей, то Шри Бхакти Прадип Тиртха Махарадж, его родной брат старше его на 18 лет, полностью принял его как ачарью и объект своего поклонения, как представителя Шрилы Сарасвати Тхакура и всегда всячески выражал ему почтение, прославляя его как величайшего вайшнава.

Страница из «Гаудии» с описанием избрания нового ачарьи

Как вспоминал в личной беседе Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж (в феврале 1981 года), поскольку Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур прямо не назначил своего преемника и вообще ничего об этом не говорил, то его ведущие ученики считали, что избрать ачарью должен будет руководящий совет, созданный по просьбе Шрилы Сарасвати Тхакура 10 января 1937 г. Большинство голосов руководящего совета получил Ананта Васудев Прабху. С этого времени он стал известен под титулом «Шрила Ачарьядев». Как явствует из описаний тех времен, Кунджа-бихари Прабху вначале также согласился с этим выбором, но вскоре решил, что это нарушает волю их Гуру Махараджа. Ровно через месяц после торжественного избрания, 28 апреля 1937 года Парамананда Видьяратна Прабху написал небольшую брошюру «Гуру-прештха», в которой попытался показать, что Шрила Сарасвати Тхакур считал своим самым дорогим учеником именно Кунджа-бихари Прабху. Кандидатуру  Кунджа-бихари Прабху поддержали несколько старших учеников Сарасвати Тхакура. Так начались печальные темные времена в истории Гаудия Матха, сопровождаемые судебными разбирательствами и разделением его имущества между двумя фракциями, а также выходом из него многих проповедников, которые стали основывать свои миссии.

Темные времена

Как я уже говорил, история Гаудия Матха после 1937 года является весьма неприятной (и во многом также ненужной) темой для обсуждения и поэтому мне меньше всего хочется писать об этом. Но чтобы картина не была незаконченной, я просто постараюсь привести некоторые даты и факты, не погружаясь в детали. Может быть, изучение истории поможет нам самим сделать для себя правильные выводы на будущее.

Среди всего прочего у Ананта Васудева Прабху было преимущество в том, что редакторы трех основных газет Гаудия Матха — «Гаудии», «Надия-пракаш» и «Хармонист» были на его стороне. Поэтому как только в 1937 году начались разногласия, в этих газетах можно обнаружить огромное количество материала, в котором Ананта Васудев Прабху описан как нитья-сиддха, «Прабхупада-абхинна-виграха» («неотличный от Прабхупады») или «Прабхупада-двитийа-виграха» («второе «я» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура») и единственный, кто смог по-настоящему понять его сердце и принять его наставления на деле, а также его единственный преемник, «назначенный самим Прабхупадой Сарасвати Тхакуром».

Уже 17 апреля 1937 года Сундарананда Прабху опубликовал статью, в которой он защищает сделанный руководящим советом выбор и среди прочего также упоминает мнение, выражаемое некоторыми духовными братьями, что Сарасвати Тхакур хотел, чтобы каждый его ученик проповедовал послание Рупы-Рагхунатхи и поэтому часто цитировал слова Махапрабху «джаре декхо таре кохо», таким образом делая ачарьями всех таких проповедников. [Примечательно, что в «Амар-вактавйа»,  ответе на критику в свой адрес, опубликованном в конце 30-х годов, Кунджа-бихари Прабху делает именно такое утверждение – что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур никого не назначил ачарьей и поэтому в Гаудия Матхе не должно быть единоличного ачарьи, а все те, кто выполняет деятельность ачарьи и квалифицированы для этого должны считаться таковыми]. Но, в соответствии с доводами Сундарананды Прабху, только Ананта Васудев Прабху по-настоящему квалифицирован быть таким ачарьей так как только он по-настоящему принял эту возможность, данную Сарасвати Тхакуром всем ученикам. Но, к сожалению, по воле провидения эти возвышенные надежды не оправдались.

После избрания ачарьей Ананта Васудев Прабху путешествовал по центрам Гаудия Матха в Индии и также посетил недавно открытый храм в Бирме.

7 июля 1939 года Ананта Васудев Прабху неожиданно для всех принял санньясу. Хотя он собирался отправиться совершенно в другое место, он прибыл в Гаудия Матх в Гайе и попросил настоятеля Матха, Рупа Виласа Прабху (в последствии Бхакти Шрируп Бхагават Махарадж, ачарья Гаудия Мисии в 1982-1993 годах), помочь ему в церемонии принятия санньясы. На следующий день, в день ухода Гопала Бхатты Госвами, перед фотографией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Ананта Васудев Прабху одел одежды санньяси, взял данду и принял имя Бхакти Прасад Пури Госвами. Судя по его письмам, с тех пор он всегда называл себя «Пуридас».

Ровно через три года после своего избрания на пост ачарьи 26 марта 1940 года Ананта Васудев Прабху, теперь уже Пури Госвами, официально зарегистрировал организацию, которую он назвал «Гаудия Миссия» [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также иногда называл Гаудия Матх «Гаудия Миссией», но он никогда официально не регистрировал свою организацию]. В ее владении числились все 74 центра и 7 периодических изданий Гаудия Матха. Впоследствии все это имущество было разделено в судебном порядке и часть его перешла к «Шри Чайтанья Матху» во главе с Кунджа-бихари Прабху (БВ Тиртхой Махараджем).

В 1943-1945 годах в Майапуре Пури Махарадж проводил обучение по «Бхакти-сандарбхе» Дживы Госвами для большого количества членов Гаудия Мисии, включая брахмачари, санньяси и грихастх. Во время своих объяснений он сделал некоторые новые толкования, не описанные ранее. Например, объясняя 24-25 мая 1943 года три вида адхикари, он провел тройственную градацию каждого уровня: 1) каништха-каништха, каништха-мадхьяма и каништха-уттама; 2) мадхья-каништха, мадхьяма-мадхьяма и мадхьяма-уттама; 3) уттама-каништха, уттама-мадхьяма и уттама-уттама. В соотвествии с его объяснениями, каништха-адхикара длится до конца асакти, тогда как мадхьяма-адхикара начинается с уровня бхавы, а уттама начинается с уровня премы.

В 1945 году Пуридас начал издавать книги Госвами. За десять лет (1945-55) он собрал и сопоставил множество рукописей гаудия-ачарьев, которые он затем отредактировал и издал в виде критических изданий – общей сложностью 59 книг (некоторые из них объемом в несколько страниц, как например, «Хамсадута» — 10 стр., а некоторые – толстые фолианты, как например, «Шримад-Бхагаватам» — 845 стр.). Все книги издавались на средства спонсоров Пуридаса и на них ставилась печать с надписью на хинди «викрей нахи хе» — «продавать нельзя». До сих пор последователи Ананта Васудева Прабху распространяют свои книги либо бесплатно, либо за пожертвования без фиксированной цены.

Через десять лет после принятия санньясы в жизни Бхакти Прасад Пури Госвами произошло еще одно необычное происшествие – 30 июля 1949 года в Аллахабаде он оставил санньяса-ашрам и женился. Некоторые говорят, что это произошло из-за печальных событий в Гаудия Матхе связанных с разделом, из-за которого Пури Госвами сильно устал. Его же верные последователи в один голос утверждают, что этим он хотел показать притворным преданным на своем личном примере, что нельзя механически следовать духовной жизни и нужно занять более соотвествующее нашей природе положение, вплоть до такого, казалось бы, предосудительного поступка как отречение от отреченного уклада жизни, если он не подходит человеку. Другие версии этого происшествия включают также привязанность к женщине, несогласие с учением Сарасвати Тхакура (и, как следствие, отвержение введенной им санньясы) и проч. Всех причин и подробностей уже наверное никто никогда не узнает, да и в этом нет никакой необходимости, так как практической пользы от этого будет очень мало.

После женитьбы Пуридас стал жить уединенной жизнью во Вриндаване, продолжая издавать труды Госвами. В начале 1950-х он окончательно отрекся от поста ачарьи Гаудия Миссии и вместо него ачарьей на непродолжительное время стал его старший брат Бхакти Прадип Тиртха Махарадж. Об этом периоде его жизни практически ничего не известно, так как он жил полностью замкнутой жизнью. Ушел он из этого мира через несколько дней после Гаура-пурнимы 8 марта 1958 года в окружении своих нескольких последователей. Его жена, Пранати Деви, ушла в 1986 году.

Один из факторов придавший этому периоду истории темных красок состоит в том, что по свидетельству множества духовных братьев Ананта Васудев Прабху к этому времени отверг как минимум некоторые части учения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Из-за этого его отвергли почти все духовные братья, кроме нескольких самых верных ему, которые объясняли необычные события в его жизни «лилой» и утверждали, что Пуридас никогда не отвергал своего Гуру Махараджа, а лишь дополнил его учение и как ачарья, видоизменил некоторые детали (среди них, например, общепринято давать не совсем убедительное объяснение, что Сарасвати Тхакур учил самбандхе, а Ананта Васудев Прабху учит абхидхейе, так дополняя учение своего Гуру). Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в своих беседах от 25 июля и 11 октября 1983 года кратко описывает свою встречу с Ананта Васудевом Прабху в Аллахабаде после его отречения от положения ачарьи и ухода из Миссии, в ходе которой Ананта Васудев Прабху, в частности, подверг сомнению 108 имен санньяси и сделал намек на то, что не считает Шрилу Сарасвати Тхакура нитья-сиддхой.

Также некоторые говорят, что Ананта Васудев Прабху учил своих последователей петь иную мантру вместо Харе Кришна маха-мантры. Все его биографии признают, что он всегда пел стих, произнесенный Сарвабхаумой Бхаттачарьей в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 6.258), к которой он добавил имя «гаура» («ш́рӣ-кр̣шн̣а-чаитанйа ш́ачӣ-сӯта гаура гун̣а-дха̄ма»), но пока достоверно не известно, делалось ли это вместо Харе Кришна маха-мантры. Шрила Прабхупада в «Вираха-аштаке», написанной в 1958 году на день ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура говорит, что некоторые глупые ученики не повторяют маха-мантру и в следующем стихе резко критикует Васудева Прабху. Вполне возможно, что эти два стиха взаимосвязаны.

О настроении Ананта Васудева Прабху того времени известно очень мало, так как он сам ничего не писал и вел совершенно замкнутый образ жизни. И хотя сложно сказать что-либо достоверное в отношении некоторых слишком резких обвинений в его адрес, но что касается обвинений в отвержении гуру, то они не являются совсем беспочвенными. Об этом можно судить, например, из некоторых книг его спутника и некогда ближайшего сподвижника — Сундарананды Видьявинода. Так в 1947 году в «Гаудия Миссии», когда Ананта Васудев еще был ачарьей, была издана книга Сундарананды Прабху «Маха-мантра», в которой он при помощи не очень убедительных доводов пытался доказать, что Харе Кришна маха-мантру нельзя петь в киртане просто так — обязательно нужно петь определенное количество мантр, подсчитывая их как в джапе, и петь ее без сопровождения музыкальных инструментов и не петь ее во время нагара-санкиртаны. В конце этой книги он не очень успешно путанными аргументами пытается ответить на возможный вопрос о том, почему так не делали предыдущие ачарьи, Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Некоторые немногочисленные последователи Ананта Васудева Прабху до сих пор утверждают, что Харе Кришна маха-мантра предназначена для вечных спутников Господа, а не для садхак. Также в 1951 году была издана книга Сундарананды Прабху «Ачинтья-бхеда-абхеда-вада», в которой он, помимо прочего, всячески опровергает связь гаудия-сампрадайи с Мадхвачарьей, тем самым идя вразрез с учением прежде всего Сарасвати Тхакура и Бхактивиноды Тхакура. С течением времени дух книг Сундарананды Прабху отдалялся от настроения Сарасвати Тхакура и постепенно он перестал упоминать его имя в них вообще. Из-за всех таких новшеств и отклонений он и Ананта Васудев Прабху стали объектами осуждения и критики со стороны своих духовных братьев, среди которых самым суровым, пожалуй, был Шрипада Бхакти Прагьян Кешава Махарадж, опубликовавший опровержение многих доводов Сундарананды Прабху в своей «Гаудия-патрике».

Шрила Прабхупада и Ананта Васудев Прабху

Как и большинство других духовных братьев Шрила Прабхупада после всех таких событий в целом поддавал Ананта Васудева Прабху критике (даже очень резкой, как например, в одном из стихов своей «Вираха-аштаки» или в беседе от 18 июня 1976 г.). Тем не менее Шрила Прабхупада упоминал его крайне редко. А во введении в самом первом номере своего журнала «Назад к Богу» в 1944 году Шрила Прабхупада, описав приказ, полученный 3 декабря 1936 года от своего Гуру Махараджа — проповедовать на английском языке, — пишет: «При таких обстоятельствах, с 1936 и до сих пор я просто размышлял, стоит ли мне приниматься за это трудное задание, тем более без никаких средств и способностей. Но так как меня никто не отговаривал, включая покойного професора Нишиканта Саньяла и Шрипада Васудева Прабху (теперь Пури Махараджа), то сейчас я отважился приняться за это дело».

Также Ананта Васудев Прабху присутствовал при встрече Шрилы Прабхупады с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в Гаудия Матхе на Радха-кунде в 1935 году, во время которой Шрила Сарасвати Тхакур произнес те самые знаменитые слова «Если у тебя будут деньги, печатай книги» и «Скоро в Матхе вспыхнет пожар. Было бы хорошо снять мрамор с храма в Колкате, и на вырученные деньги напечатать книги».

Встреча Шрилы Прабхупады с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром на Радха-кунде

Какой бы ни была поздняя история Ананта Васудева Прабху, нельзя отрицать, что он совершил неоценимое служение Шриле Сарасвати Тхакуру и его миссии и без сомнения был объектом его милости, действие которой не всегда видно невооруженным глазом.

Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые лично встречались с Бхактивинодой Тхакуром и Гауракишором дасом Бабаджи. Часть четвертая.: 4 комментария

  1. Харе Кришна! Скажите, пожалуйста, из какого источника известно, что Ананта Васудев провел тройственную градацию каждого уровня адхикари и что именно он был первым? Насколько авторитетно такое деление, зная печальную кончину Ананта Васудева? Я знаю, что более поздние ачарьи также придерживались этого деления.

    Нравится

    • Это известно из сборника его лекций по «Бхакти-сандарбхе», которую до сих пор можно приобрести в отделениях «Гаудия Миссии». Из контекста и его объяснений становится очевидно, что это его понимание. Насколько авторитетно — это другой вопрос, я бы не стал просто так принимать ее на вооружение и именно так понимать три уровня, зная, что никто из предыдущих ачарьев об этом ничего не говорит. Но в целом это требует более детального анализа.

      Нравится

  2. А как можно обьяснить то что не смотря на прямое указание, более того записанное, что управлять должен Кунжа Бабу, они проголосовали за Ананта Васудеву? Это кажется абсурдом.

    Нравится

    • Прошу прощения, я упустил ваш комментарий среди множества других. Просто между менеджером и ачарьей есть разница. Кунджа Бабу управлял и во времена Шрилы Сарасвати Тхакура Прабхупады. Он был главным менеджером всего Гаудия Матха и этим настолько радовал Шрилу Прабхупаду, что он завещал ему управлять делами Матха до конца жизни.

      Нравится

Оставьте комментарий